Надежда Савченко вернулась в сессионный зал Верховной Рады, словно и не уходила, фото: Изым Каумбаев/Страна
Надежда Савченко вернулась в сессионный зал Верховной Рады, словно и не уходила, фото: Изым Каумбаев/Страна

Гройсман уходит от Порошенко

То, что еще два дня назад рассматривалось как потенциальная возможность, теперь стало свершившимся фактом: Гройсман создает собственную партию и идет на с ней на парламентские выборы. Намеки на это были давно, но теперь премьер объявил все сам, расставив все точки над i.

В связи с этим возникли сразу два вопроса: почему Гройсман решился и на что он рассчитывает.

Итак, о мотивах. С одной стороны, премьер едва ли не с первого дня работы в этой должности позиционировал себя как отдельную от президента политическую фигуру и в немалой степени способствовал падению рейтинга Порошенко в 2016-18 годах. А потому можно всерьез рассматривать версию, что он сказал "остаточне прощавай" уходящему гаранту и выходит на тропу войны с ним.

В этом случае основу Гройсман-пати должны составить его друзья из "Народного фронта", соратники по правительству и те из БПП, кто решит ставить на более молодую и менее хромую лошадь. Более того, в таком случае Гройсман как ключевое лицо исполнительной власти становится центром притяжения для того электората Порошенко, который ждал от него одного – стабильности. Либо стабильности власти, либо стабильности правил игры в бизнесе. Теперь гарантом этой стабильности будет Гройсман.

Впрочем, нельзя исключать, что проект Гройсмана сознательно создается нынешней Банковой для того, чтобы уйти влево и конкурировать не с "Солидарностью", а со "Слугой народа".

Имидж у Гройсмана более умеренный, чем у Порошенко, и это позволяет сдвинуться к электорату Зеленского. Однако следует признать, что шансов на реальность этой версии немного – потому что в таком случае нужно признать, что Порошенко и Гройсман задумали свою комбинацию еще в 2016 году. А если бы Порошенко умел что-то планировать на три года вперед, то сегодня он не паковал бы вещи для выезда из АП.

Соберут ли подписи за отставку Парубия

А пока Гройсман начинает поход в новую Верховную Раду, в ее нынешнем составе начинаются тектонические сдвиги, вызванные результатами президентских выборов. То, что котел бурлит, стало ясно после того, как прошла новость о решении Порошенко провести новую встречу со своей фракцией. Официально – для озвучивания планов, неофициально – для того, чтобы удержать тех, кто уже вострит лыжи в другую сторону.

Но и конкуренты не дремлют. Вчера нардеп от "Видродження" Писаренко опубликовал подписной лист для депутатов под предложением снять с должности спикера парламента Парубия. Предприятие очень рискованное: хотя Парубий действительно у многих сидит в печенках, но, скорее всего, БПП и "Народный фронт" пока не пойдут на этот шаг – ведь в послевыборных раскладах еще ничего не ясно.

Однако, скорее всего, главная цель подписного листа – не Парубий, а выяснение того, какими ресурсами может обладать новый президент в Верховной Раде за пару недель до важнейшего голосования по назначению даты инаугурации. Безусловно, в этом Писаренко получит поддержку теперь уже "пропрезидентского" "Видродження", за отставку Парубия однозначно подпишутся "Оппозиционная платформа – За жизнь" и "Оппозиционный блок", а вот остальным предстоят серьезные размышления.

И опережать события нельзя, чтобы не продешевить, и давать от ворот поворот возможному полпреду Зеленского нежелательно – потом за это можно поплатиться.

Почему Ложкин послал генпрокурора

Вчера выяснилось, что у Зеленского появились сразу три потенциальных сторонника из уходящей власти – бывший глава Администрации президента Ложкин, действующий замглавы АП Филатов и экс-председатель Нацбанка Гонтарева.

Днем ранее на сайте Генпрокуратуры появились повестки о вызове для вручения подозрения всем троим по делу об аферах Курченко. Позавчера Гонтарева, а вчера Ложкин и Филатов предложили ГПУ засунуть эти повестки куда-нибудь подальше.

И их реакция подтвердила версию о том, что в данном случае генпрокурор вовсе не выслуживается перед новым президентом, а просто сводит счеты со старыми противниками, которых уже не может прикрыть Порошенко.

Суть в том, что они – не боятся. Если бы речь шла о преследовании, необходимом Зеленскому или Коломойскому, Ложкин со товарищи вели бы себя гораздо осторожнее – ведь в этом случае можно надолго оказаться под колпаком. А если речь идет о самодеятельности Луценко, которому осталось находиться на посту максимум семь месяцев, причем с ярлыком сбитого летчика, то можно и послать. Что, собственно, они и сделали.

История с запоздалым сведением счетов еще раз продемонстрировала, насколько условным является понятие "команда Порошенко". Формировавшаяся наспех в 2014 году по принципу "с бору по сосенке", она всегда была разнородным и ненадежным явлением. И если кто-то думает, что из всего этого может сложиться сплоченная оппозиционная команда, он глубоко заблуждается. Как сбежались, так и разбегутся.

Судьи требуют дело против Порошенко

А пока бывшие соратники Порошенко ведут войну с Луценко, Киевский окружной админсуд объявил войну самому проигравшему гаранту. Его судьи обратились к главе Высшего совета правосудия с просьбой начать досудебное расследование в отношении Порошенко, министра юстиции Петренко и председателя НБУ Смолия за то, что они посягнули на независимость судебной системы, комментируя решение суда о незаконности национализации "Приватбанка".

Если рассматривать данное заявление в контексте предыдущих событий, оно выглядит крайне неоднозначно. Киевский окружной админсуд считался одним из наиболее близких к Банковой, и его решение по "Приватбанку" было воспринято как пас на Порошенко, которому нужно было попытаться дискредитировать Зеленского перед вторым туром. И теперь близкие к телу начинают бить по этому телу, чтобы отмыть свою репутацию и подыграть уже новой власти.

Однако, какими бы ни были мотивы судей, они действительно оказывают новой власти большую услугу. Януковичу в 2010 году понадобилось три месяца после инаугурации, чтобы в его команде заговорили об уголовных делах против Тимошенко. Но даже после артподготовки из различных дел ее приговор все равно выглядел политически мотивированным (и только при Порошенко вдруг обрел легитимность как аргумент уже в его борьбе).

А вот об уголовных делах против Порошенко заговорили еще до инаугурации Зеленского. Причем настроения большинства общества таковы, что возможный приговор бывшему президенту будет воспринят не как политическая месть, а как заслуженное наказание.

Правда, параллельно появилась информация о том, что Штаты предоставили Порошенко гарантии неприкосновенности от возможных преследований со стороны новой власти, однако нет такой неприкосновенности, которую нельзя будет снять в случае политической целесообразности.

Савченко возвращается в Раду

Личность дня вчера – Савченко. Надежда вернулась в Верховную Раду так тихо, как будто никуда и не исчезала, а просто выходила пообедать. И, что самое смешное, абсолютно все в самой Верховной Раде восприняли ее возвращение так, будто они и вправду всего лишь обедала.

А ведь стоит вспомнить о том, каким драматизмом был обставлен арест Савченко, проходивший в том же здании. Потрясающее по притянутости за уши видео от Луценко, голосование за снятие неприкосновенности, арест, поход пешком в киевский офис СБУ по Грушевского и Мазепы…

Все это было всего лишь 13 месяцев назад, однако между днем ареста Надежды и днем ее появления в парламенте – пропасть. Весна 2018-го – это попытка Порошенко закрутить все гайки в стране и установить диктатуру. Весна 2019-го – это поверженный Порошенко, и Савченко в парламенте – символ этого свержения.

Где и когда произошел этот перелом, еще предстоит проанализировать. Ясно одно: он произошел в 2018-м. Возможно, это было ноябрьское голосование в парламенте, когда депутаты отказали Порошенко во введении военного положения по всей стране. А может быть, что-то еще, что не дало Украине превратиться в диктатуру.

Подпишитесь на телеграм-канал Политика Страны, чтобы получать ясную, понятную и быструю аналитику по политическим событиям в Украине.