Депутату Верховной Рады Вадиму Новинскому предстоит выдержать серьезное давление, фото: unian.net
Депутату Верховной Рады Вадиму Новинскому предстоит выдержать серьезное давление, фото: unian.net

За что Луценко хочет посадить нардепа Новинского

Самой громкой новостью дня в Украине стало сообщение генпрокурора Луценко о том, что он внес в Верховную Раду представление на нардепа от Оппозиционного блока Новинского. Дело, которое ГПУ пытается раскрутить против депутата, пожалуй, наиболее странное из всех обвинений, которые когда-либо предъявляли политикам, – речь идет о якобы попытке отстранить от руководства УПЦ ныне покойного митрополита Владимира и незаконном задержании его личного секретаря Драбинко.

Странность этого дела как в самом вмешательстве ГПУ в церковные споры, так и в недостаточности мотивации обвинения. Как известно, митрополит Владимир в 2013 году (именно этот год фигурирует в обвинении) уже был тяжело болен, и отстранять его от власти не было никакой необходимости.

Тем более что в качестве "подельников" Луценко называет экс-президента Януковича, бывшего министра внутренних дел Захарченко и, собственно, Новинского. А Янукович, как известно, пользовался полной поддержкой патриарха Кирилла и мог, в случае необходимости, решить все вопросы через него. Но, повторимся, такой необходимости не было.

Что касается второго обвинения (задержание Драбинко), то даже если оно соответствует действительности (в чем также есть большие сомнения), то предъявить его Новинскому просто невозможно. Приказ о "задержании" мог отдать Янукович через Захарченко или сам Захарченко; Новинский же в тот момент, как и сейчас, был просто народным депутатом. Безусловно, Новинский известен как церковный меценат, но даже в этом случае он не мог отдать формальный приказ силовикам об аресте кого-либо.

Поэтому неизвестно, какие аргументы найдет Луценко для депутатов, чтобы убедить их снять неприкосновенность с Новинского. Возможно, он рассчитывает, что "майдановские" фракции проголосуют против Новинского просто из нелюбви к Оппозиционному блоку. Но в таком случае это уже политика, не имеющая никакого отношения к формальным функциям Генпрокуратуры.

Финансовый Майдан: новая битва на Крещатике  

Крещатик вчера вновь штормило из-за акции вкладчиков лопнувших банков. Теперь речь идет уже не только о "Михайловском" – на днях его клиенты вместе с товарищами по несчастью из "Финансов и Кредита" и "Дельты" объявили о начале совместной акции под названием "Финансовый Майдан". Причем к ней присоединились не только вкладчики, но заемщики ряда лопнувших банков, которым грозит передача их кредитов в руки коллекторов.

В общем, объединение получилось весьма массовым, причем речь идет действительно о клиентах лопнувших банков, а не о проплаченных митингующих, – что вчера и проявилось на Крещатике. "Финансовые майдановцы" перекрыли улицу с требованием выплатить им то, что они вложили в банки, и Нацгвардии пришлось принимать меры по зачистке. Дошло до потасовки и даже до задержания одного "майдановца", но с помощью этих мер нацгвардейцам удалось одержать победу.

Впрочем, опыт Майдана-2014 показал, что такие победы бывают только временными и что зачищенные площади в итоги вновь заполняются активистами. Власти нужно искать другое решение проблемы, иначе к "Финансовому майдану" присоединятся "чернобыльский", "пенсионный", "учительский" и еще какие-нибудь – и в этом случае все перерастет в то, что страна пережила в 2014 году.

Стивен Сигал как элемент большой политики 

Вчера на устах у всего мира был Путин, но – в кои-то веки – не в связи с Сирией, Украиной или разведкой в Штатах. Российский президент подписал указ о предоставлении российского гражданства звезде серии американских боевиков Стивену Сигалу. Для российской (как и для украинской) публики это второй подобный эпизод после получения паспорта с двуглавым орлом французом Депардье, причем для нас Депардье даже более значимая фигура. Но для остального мира (кроме, естественно, Франции) Сигал значит больше.

Впрочем, у Депардье и Сигала совершенно разные истории. Первый эмигрировал в Россию из-за слишком высоких налогов на богатых, которые установили социалисты Олланда. И Россию он выбрал, видимо, только потому, что как актер известен в ней намного больше, чем в западных странах.

Сигал же давно заявлял о своей привязанности к России из-за семейных корней, уходящих еще в начало прошлого столетия. За ним не числится никакого политического эпатажа, кроме, разве что, близких отношений с Путиным, Лукашенко и Кадыровым.

Так что и цели пиар-компаний вокруг Депардье и Сигала разные. Депардье – это был вызов Западу со стороны России. Сигал, наоборот, – стремление показать родство России со Штатами. Да и сам американский актер заявил своей целью улучшение отношений между двумя родинами. Таким образом, Путин возобновляет культурную дипломатию, стремясь показать Западу совсем не страшную и цивилизованную Россию. Чтобы таким образом повлиять на общественное мнение и, в конечном итоге, решить политические цели.

Куда уходит детство

Самая печальная новость дня для всех, родившихся в СССР, – смерть клоуна №1 Олега Попова. Попову было 86, и, говоря откровенно, многие даже не знали, жив он или нет, – тем более что последнюю четверть века его постоянным местом жительства была Германия. Но умер великий клоун на гастролях в России, и известие о его смерти заставило целые поколения вспомнить о том, кто был одним из главных персонажей их детства.

Знатоки цирка, наверное, могут оспорить первенство Олега Попова в истории советского цирка, напомнив о его учителе Карандаше. Но Карандаш покорял цирковые арены в дотелевизионную эпоху и потому оставался кумиром больших городов. Олег Попов через телевизоры вошел во все дома Советского Союза и потому остался в памяти всех детей огромной страны, родившихся в 50-е, 60-е, 70-е и 80-е.

Он был человеком, сделавшим шаг от смешного до великого. Он был "солнечным клоуном" и потому дарил только радость. И только однажды он подарил десяткам миллионов людей печаль – вчера.

Подпишитесь на телеграм-канал Политика Страны, чтобы получать ясную, понятную и быструю аналитику по политическим событиям в Украине.