Выход Юрия Бублика из фракции поставил под угрозу существование всей парламентской коалиции, фото: facebook.com/bublyk.yurii
Выход Юрия Бублика из фракции поставил под угрозу существование всей парламентской коалиции, фото: facebook.com/bublyk.yurii

Коалиция на грани развала?

Заявление дня – комментарий, который дал СМИ вышедший из БПП депутат Бублик. По словам нардепа, он – не единственный человек, который решил покинуть фракцию. "Есть очень много депутатов, которые написали заявления, но об их выходе официально до сих пор не объявили", – сообщил Бублик. По словам депутата, его "соратников" не меньше 10 человек.

Правда, руководство парламента опровергает, что прячет какие-то заявления, но из-за этого ситуация еще больше становится похожей на события годичной давности, когда из коалиции по очереди выходили "Самопомощь" и "Батькивщина", а Гройсман прятал заявление Радикальной партии, чтобы оттянуть момент объявления о распаде парламентского большинства.

Сегодня ситуация еще более хрупкая: созданная в апреле 2016 года коалиция БПП и "Народного фронта" с самого начала была сомнительной, и ее списки так и не показали, назвали только численность депутатов, да и то приблизительно – от 227 до 230 с небольшим. Сейчас в ней насчитывается максимум 228 депутатов, и десяток заявлений сразу означает крах очередного большинства. Правда, выход из БПП не означает автоматического выхода из коалиции, но можно не сомневаться, что, выходя из БПП, все они напишут сразу два заявления. Поскольку нет никакого резона быть в коалиции и при этом побить горшки с президентской фракцией.

Итак, страна накануне нового парламентского кризиса, который должен разгореться аккурат к годовщине предыдущего – то есть с началом новой сессии в феврале. Если этот кризис состоится (а похоже, что это так), то начнется отсчет времени для роспуска парламента. Отсчет пока формальный: президент не будет спешить распускать Верховную Раду, которая дала ему своего премьера и в которой его фракция самая большая. Но и шансов на создании третьей коалиции в нынешней Раде нет: одни (как "Батькивщина") не пойдут в коалицию, потому что хотят выборов, другие – просто потому, что сейчас непопулярно быть во власти, регулярно поднимающей тарифы и неспособной восстановить экономику.

Так что роспуск Рады нынешнего созыва с этого момента станет лишь вопросом времени. Когда давление из-за рубежа и раздражение общества отсутствием парламента (которое будут подогревать многие) достигнут критической отметки, президент подпишет указ. И осень 17-го года, как и сто лет назад, может оказаться новой точкой отсчета в жизни Украины.

СБУ и ГПУ против МВД?

Между тем противоречия растут и внутри исполнительной власти. Еще совсем недавно СБУ и советник главы МВД Геращенко синхронно проводили пиар-кампанию на тему сорванного покушения, а уже вчера в их позициях наметились существенные расхождения. Сам глава спецслужбы Грицак (тот самый, который объявлял о сорванном покушении) заявил, что у следствия нет доказательств связи между покушением на Геращенко и убийством журналиста Шеремета. Чем поставил советника главы МВД в неловкое положение.

Как известно, Геращенко заявил, что следствие на 99% уверено: оба преступления готовились в одном центре подготовки террористов. И поначалу выглядело так, что речь идет о согласованной кампании, в которой СБУ получает свой пиар, Геращенко – свой, а МВД хотя бы частично решает проблему нераскрытого убийства журналиста. Однако, судя по заявлению Грицака, откровения Геращенко были несогласованным экспромтом – то ли для красного словца, то ли действительно для того, чтобы помочь Авакову. Но "еврооптимисты" и "Украинская правда" очень быстро выразили сомнение в словах советника главы МВД, и заявление главы СБУ подтвердило, что сомневались они не зря.

Впрочем, обострение отношений происходит, похоже, не только между МВД и СБУ, но и между МВД и Генпрокуратурой. Вчера генпрокурор Луценко рассказал подробности о ходе следствия по поводу кровавой перестрелки правоохранителей в Княжичах, которую Аваков постарался представить как результат халатности отдельных исполнителей. По словам Луценко, имела место не халатность, а откровенный криминал со стороны сотрудников МВД: они ограбили после грабителей тот дом, из-за которого возникла перестрелка. Если это так, то применение оружия одной из сторон могло быть правомерным, – и речь идет уже не о халатности, а о преступниках в рядах МВД. А это уже совсем другая статья и другие политические последствия для министра внутренних дел. Которому, похоже, с началом новой сессии парламента придется выдержать новую атаку на себя.

Почти ультиматум Трампу

Растет напряженность и на международной арене, из-за чего сдают нервы у представителей министерства иностранных дел. Вчера с утра появился комментарий замминистра иностранных дел Зеркаль Reuters о том, что Украина обеспокоена планами Трампа исключить Украину из переговоров по Донбассу.

Поскольку украинская власть уже научена горьким опытом высказываний против Трампа, которые теперь приходится замаливать, МИД оперативно сообщил, что "обеспокоенность планами Трампа" – это выводы журналиста, а Зеркаль говорила нечто иное.

Она действительно сказала по-другому: "Любые переговоры по Украине, включительно с Крымом и Донбассом, должны проходить при нашем участии. Это чрезвычайно важно, ведь речь идет о будущем нашего государства". Если не знать интерпретации от Reuters, то можно и не воспринимать эти слова как имеющие отношение к Трампу. Но после трактовки журналистов они даже в оригинале выглядят как предупреждение американскому президенту, чтобы он не вздумал решить как-то иначе. А в свете сложных отношений с новой администрацией может стать еще одной проблемой для нынешней украинской власти.

Евровидению напомнят о "Грынджолах"?

"Евровидение будет иметь для Украины, прежде всего, политическое значение, а не только развлекательное. Европейцы не должны забывать об Украине. Западные политики должны знать, что Украина развивается, нуждается в их внимании и помощи". Это вчерашнее заявление вице-премьера Кириленко, по сути, является его диагнозом. Опыт Евровидения-2005, казалось бы, должен был чему-то научить слишком идеологизированного гуманитарного вице-премьера. Но не научил.

Тогда, в 2005-м, конкурс в Киеве тоже решили политизировать, выпустив от Украины "Грынджолы" с речитативом "Разом нас багато". Политики победившего первого Майдана (и Кириленко в их числе) тоже считали, что "европейцы не должны забывать об Украине" и что они на ура воспримут полулюбительскую группу с революционной песней. Оказалось же, что спустя полгода после Майдана о нем не забыли только поляки, а в целом для Европы выступление "Грынджол" стало самым большим позором для Украины за всю историю Евровидения.

За всю 25-летнюю независимую историю Украина удостоилась лестных слов только за одно проведенное мероприятие – Евро-2012. И там как раз не было никакой политики. Хотя Янукович, наверное, тоже мог выйти на поле "Олимпийского" и рассказывать о том, что Украине нужна поддержка и что он правильно посадил Тимошенко. Но у его советников хватило ума не подставлять страну под издевательскую критику западных СМИ. Некоторые нынешние представители власти, похоже, своих советников не слушают. Или советники у них такие же, как они сами.

Меркель больше не фаворит?

Если американские выборы уже позади, с фаворитами на французских тоже все ясно, то сентябрьские парламентские выборы в Германии до последних дней оставались загадкой. Было ясно только одно: от ХДС на них снова пойдет Меркель, а конкурента от партнеров-конкурентов из СДПГ не видно.

Одно время поговаривали, что социал-демократы выдвинут министра иностранных дел Штайнмайера, но его стали усиленно двигать (в том числе христианские демократы Меркель) на пост президента – почетный, но малозначимый. И Штайнмайер, привыкший к внешним эффектам на дипломатическом поприще, в конце концов, согласился. Вчера он объявил об этом публично и даже заявил, что ради борьбы за президентский пост (если таковая вообще будет) уходит из МИДа.

Однако оказалось, что устранение конкурента еще не гарантирует победу Меркель. Социал-демократы выдвинули экс-президента Европарламента Шульца, который, конечно, известен в своей стране, но не работал в ней больше 20 лет, предпочитая европейские структуры. Тем не менее, вчера стали известны результаты последних соцопросов, которые показали, что рейтинги Меркель и Шульца уже сравнялись. Хотя еще недавно фрау канцлер казалась неоспоримым фаворитом.

Этот успех Шульца, пожалуй, лишь частично является заслугой самого Шульца. Это следствие, во-первых, усталости от Меркель, во-вторых, того, что экс-президент Европарламента просто выглядит как реальная альтернатива лидеру ХДС, которую раньше не видели. Меркель и сама считала себя явным фаворитом, потому позволяла себе шаги, идущие вразрез с настроениями значительной части немецкого общества. Теперь она себе этого позволить вряд ли сможет. Поменяется ли в связи с этим ее позиция по противоречивым вопросам - беженцы, санкции против России, покажут ближайшие дни.

Подпишитесь на телеграм-канал Политика Страны, чтобы получать ясную, понятную и быструю аналитику по политическим событиям в Украине.