Куда ведет дело Насирова?

Дело Насирова, взорвав информпространство еще в конце прошлой рабочей недели, до сих пор остается его хитом. После длительных маневров вчера оно, наконец, подошло к логическому завершению первого этапа – вынесению меры пресечения председателю Госфискальной службы. Его взяли под стражу с возможностью внесения залога в 100 миллионов гривен. Сумма приличная. Но все равно в 20 раз меньшая, чем просила прокуратура и не такая уж неподъемная для друзей и соратников Насирова.

Впрочем, даже после такого "соломоного решения" оставалось неясным, что стоит за неожиданным "изнасированием", направляется эта акция президентом или против него.

В пользу "президентского" сценария говорит факт своевременности этого коррупционного скандала. Он, хоть и не вытеснил с первых полос разрастающуюся блокаду, но отодвинул ее на первый план. И не то, чтобы Порошенко было совсем не жалко Насирова, два года четко выполнявшего его указания, но незаменимых нет – иногда ради шоу приходится кем-то жертвовать. Тем более, что шоу представляет украинскую власть в выгодном свете за границей, – ведь более громким подтверждением борьбы с коррупцией, чем арест главы фискалов, может быть разве что арест премьера или министра финансов.

Впрочем, все эти аргументы вовсе не противоречат версии, что НАБУ действовала самостоятельно, просто ее действия оказались выгодны президенту. У Антикоррупционного бюро есть серьезные аргументы для проявления активности именно сейчас, поскольку в Штатах в активную фазу вступил бюджетный процесс, Трамп нацелился серьезно резать расходные статьи, и НАБУ нужно доказывать свою нужность. Собственно, этим и объясняется тот факт, что дело Насирова лежало в бюро еще в декабре, а всплыло только теперь, – в декабре не было смысла что-то демонстрировать уже списанному Обаме.

Однако нельзя исключать, что дело Насирова все-таки ударит и по президенту. По крайней мере, и активность фракции БПП в защите главы фискалов, и намеренные затяжки в судах говорят о том, что либо сама Банковая, либо кто-то влиятельный из президентской команды старается спасти Насирова от тюрьмы.

Для президента, наверное, был бы идеальный вариант, чтобы процесс пошел, но сам главный фискал не сидел в тюрьме, давая показания против своих кураторов, а, например, уехал в Лондон. Однако такой сценарий осложняется публичной поддержкой НАБУ со стороны послов США и Германии – это не только дополнительный контроль, но и риск того, что Насирова, в отличие от Онищенко, вернут назад. Не вернули бы из России – но этот вариант для нынешней власти проблемный. Правда, Кремль, наверное, не отказался бы принять такого носителя компромата на нынешних руководителей Украины.

Впрочем, и при первом, и при втором сценарии события только разворачиваются. И нас еще ждут неординарные события, среди которых самым банальным был бы побег из СИЗО за границу.

Блокада: сумской вариант

Тем временем блокада Донбасса, хотя и отошла на второй план, но становится все большей проблемой для государства. Собственно, речь идет уже о блокаде не только Донбасса, но и транспортных путей из России, которая призвана перекрыть обходные пути для донецкого угля в Украину. Но заодно такая блокада может вообще парализовать торговлю с восточным соседом, что было бы ой как кстати для президента Белоруссии Лукашенко, который вдруг оказался бы монополистом всех транспортных артерий, ведущих в Украину с востока и с севера.

Правда, пока у блокирующих не очень получается распространить свою акцию на Сумскую область, которая является ключевым участком украинско-российской границы. И местное население здесь не запугано вооруженными радикалами (да и само оружие применять гораздо сложнее), и местное начальство – это не военно-гражданские администрации Донбасса.

Однако исключать, что попытка блокады не повторится где-то в другом месте нельзя. 

Тем временем, накаляется обстановка вокруг блокады в Донбассе. В Авдеевке прошел митинг, где население сказало, что блокада наносит больший урон городу, чем обстрелы со стороны "ДНР", так как из-за блокады на грани остановки оказался Авдеевский коксохимзавод. А Владимир Парасюк заявил, что на их редуты движется сводное войско бабушек и титушек - грозные бабатушки. 

Впрочем, вместо бабатушек приехала нардеп от "Народного фронта" Татьяна Черновол, которая пыталась агитировать ветеранов АТО снять блокаду. Но в итоге получила кулаком в лицо, а потом была забросана яйцами.

Это напоминало историю с комиссарами Временного правительства на фронте в 1917 году, которые пытались агитировать за наступление разложенную большевистской агитацией армию. Реакция солдат была такая же как и у участников блокады на слова Черновил. 

"Безвиз": новые риски?

Вчера в бесконечном сериале о безвизовом режиме для Украины возникли сразу два противоречивых сигнала. С одной стороны – официальное сообщение о том, что комитет Европарламента рассмотрит украинский вопрос 9 марта. С другой – информация СМИ о том, что ряд европейских стран может заблокировать "безвиз" для Украины.

Правда, информация исходит от российских "Известий", которые вряд ли можно считать объективным источником информации по украинскому вопросу, но аргументы, приводимые изданием, заслуживают внимания. "Известия" пишут о том, что ряд стран ЕС обеспокоены возможным наплывом украинских мигрантов в поисках работы. При этом издание ссылается на неанонимное мнение чешского депутата Европарламента.

Безусловно, "Известия" Америку не открыли. С другой стороны, именно то, что граждан Украины 42 миллиона, а не 3 с чем-то, как у Грузии или Молдавии, может быть самой главной причиной того, что наша история "безвиза" тянется уже почти десятилетие. А в последние годы, в связи с глобальным внутриукраинским кризисом, эти настроения могли только усилиться. Так что предпоследний рубеж, которым является голосование в Европарламенте (последний – решение Совета ЕС), может оказаться вовсе не таким формальным, как это представляется сейчас.

Гаагский суд: Украина VS Россия

Одной из самых громких новостей вчерашнего дня стало начало рассмотрения в Гаагском суде иска Украины против России по Донбассу. Вчера представитель украинского МИДа зачитал там речь, широко разошедшуюся в украинских СМИ.

Основной смысл этой речи (как и всего процесса) – не нахождение объективной истины. Смысл – чисто пропагандистский, поскольку никакого реального результата вердикт Гаагского суда не принесет.

Причина банальна: Россия юрисдикцию этого суда не признает. Она вышла из соглашения еще в прошлом году, о чем Путин издал официальный указ. Тогда, в 2016-м, Гаагский суд признал аннексию Крыма вооруженным конфликтом, что и стало поводом для путинского указа. Впрочем, главное в том, что суд принял решение по Крыму, но оно ничего не изменило. То же будет и с решением по Донбассу.

Трамп снова взялся за мигрантов

А вот Трамп, похоже, твердо вознамерился совместить свою предвыборную пропаганду с реальностью. Вчера он повторно издал свой миграционный указ – тот самый, который был заблокирован в феврале. На этот раз президент США подошел к вопросу серьезнее – он уже опубликовал не произвольный список стран, мигрантам из которых в Штаты дорога закрыта на 90 дней, а список, который можно обосновать.

В него теперь входят Судан, Сирия, Иран, Ливия, Сомали и Йемен. Разница одна – из списка исключен Ирак. И эта корректировка позволяет говорить сторонникам президента о том, что санкции введены не против мусульманских государств, а против стран, где нарушаются права человека. То есть тут можно использовать как раз аргументы, которыми любят оперировать демократы. Хотя, в общем-то, результат один и тот же, но обертка уже совсем другая.

Похоже, Трамп понял, что можно достигнуть всех заявленных целей, но их нужно обосновывать так, чтобы оппоненты ничего возразить не могли. Среди прочего, скорее всего, будет урезана финансовая помощь Украине, но обоснован этот шаг будет необходимостью сократить расходы бюджета. Возразить тут сложно, поскольку федеральный бюджет США ежегодно нуждается в серьезном секвестре.

Подпишитесь на телеграм-канал Политика Страны, чтобы получать ясную, понятную и быструю аналитику по политическим событиям в Украине.