Президент Турции Реджеп Эрдоган (крайний справа) сумел протащить выгодный для себя результат референдума, фото: официальная страница президента Турции в Facebook, facebook.com/RecepTayyipErdogan
Президент Турции Реджеп Эрдоган (крайний справа) сумел протащить выгодный для себя результат референдума, фото: официальная страница президента Турции в Facebook, facebook.com/RecepTayyipErdogan

Референдум в Турции наделил президента Реджепа Тайипа Эрдогана новыми полномочиями, но и зафиксировал раскол в стране. Что будет теперь с Турцией и как волеизъявление турецкого народа отразится на Украине - разбиралась "Страна".

Поворот истории

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган празднует победу. Затеянный им референдум с целью переписать Конституцию завершился с выгодным для турецкого лидера результатом. Как сообщило турецкое информагентство Анадолу, по итогам подсчета 100% бюллетеней конституционные предложения Эрдогана поддержали 51,41% (25 млн 157 тыс. 025) проголосовавших, против изменений - 48,59% (23 млн 777 тыс. 091).

По мнению экспертов, результаты голосования могут дать старт масштабным переменам, которых Турция не видела со времен перехода из Османской империи в республику столетие тому назад. Сам Эрдоган вообще характеризует реформу как основополагающую для турецкого народа.

"Сегодня… Турция сделала историческое решение, - сказал Эрдоган на брифинге в своей официальной резиденции. - Вместе с народом, мы реализовали наиболее важную реформу в нашей истории".

Без премьеров

В чем заключается реформа Конституции? Ликвидируется пост премьер-министра. Президент получает расширенные полномочия, в том числе назначать высших должностных лиц (включая министров и одного или нескольких вице-президентов), готовить проект государственного бюджета, вводить некоторые законы своим декретом, избирать высших судей, распускать парламент и самостоятельно вводить чрезвычайное положение. О праве вмешиваться в работу судебной системы Эрдоган попросил по причине якобы влияния на нее оппозиционного исламского проводника Фетхуллахи Гюлена, которого турецкий президент обвиняет в попытке вооруженного переворота в июле 2016-го.

По сути президент в Турции (читай Эрдоган) концентрирует власть в своих руках и берет под свой контроль государственную бюрократию. Оппозиция и армия (удачные и не очень военные перевороты в Турции после становления республики были не редкостью) потеряют во влиянии на политику страны.

Зачем Эрдогану все это нужно? Он утверждает, что усиление роли президента помогут Турции обрести устойчивую вертикаль власти, которой не будут страшны с одной стороны новые путчисты, а с другой - курдские повстанцы, исламисты и бесконечный сирийский конфликт со всеми его последствиями.

В то же время он укрепил личные политические позиции. Дело не только в выигрыше на референдуме. Теоретически Эрдоган получил возможность править Турцией до 2029 года. Занимать президентскую должность в стране можно только два срока по пять лет. Однако нынешнее правление Эрдогана, начавшееся с 2014 года, можно не считать, так как Конституция будет обновлена. И теперь он на общих основаниях сможет принять участие в выборах главы государства 2019 года и в следующей кампании через пять лет.

 

Выигрыш открывает Эрдогану путь к долгому правлению в Турции,  фото: официальная страница президента Турции в Facebook, facebook.com/RecepTayyipErdogan

 

Меч для Эрдогана

Правда, победа Эрдогана не безоговорочная. Все-таки разница между сторонниками и противниками поправок в Основной закон не так велика. И это при том, что власть прилагала колоссальные усилия для агитации за референдум. Не очень высокая поддержка референдума показала раскол турецкого общества по отношению к Эрдогану и его политики.

Важно еще и то, что жители трех крупнейших городов Турции - Стамбула, Анкары и Измира - проголосовали против конституционных изменений (точнее с незначительным перевесом у противников в Стамбуле - 51,4% и в Анкаре - 51,1%). Надо полагать, такие результаты вдохновляют оппозицию на заявления о намерении оспорить результаты референдума. И организовать массовые акции протеста. 

Правда, пока не похоже, чтобы Эрдоган беспокоился на этот счет. 

Но то, что в турецком обществе серьезный раскол (явка была 86%), он не может не видеть. И этот фактор будет довлеть над его внутренней политикой и провоцировать новые социальные потрясения. Тем более, на Западе уже обращают на это внимание.

Комментарий журналиста Османа Пашаева, скрин "Страны"

Но и для противников Эрдогана не прекращают звучать тревожные звонки. Турецкий лидер уже заявил о возможности проведения нового референдума о возвращении смертной казни. С 2004 года в Турции отменена высшая мера судебного наказания, что было условием для начала переговоров о вступлении страны в Европейский союз. Возвращение на круги своя автоматически закроет европейское направление и вложит в руки Эрдогана карающий меч для желающих отобрать его кресло, например, путем военных переворотов.

В целом этот референдум закрыл на ближайшее время вопрос об интеграции Турции в ЕС. При том, что серьезных подвижек в этом направлении и раньше не было, а отношения Эрдогана с европейскими лидерами деградировали до уровня открытой вражды и взаимных оскорблений.

И это также будет важным фактором, определяющим и внешнюю и внутреннюю политику Турции.

К слову, среди турецких граждан, которые проживают в Евросоюзе процент подержавших референдум был выше, чем в среднем по Турции. Несмотря на негативную позицию в отношении референдума европейских лидеров. Что уже породило обсуждение в среде экспертов в ЕС, что  с "европейскими" турками нужно проводить отдельную работу.

Комментарий экс-парламентария Владимира Куренного по поводу событий в Турции, скрин "Страны"

Украинский аспект

Для Украины, конечно, интереснее, скажется ли турецкий референдум на ее внутренних делах. Глядя на некоторые решения Администрации президента Петра Порошенко, можно подумать, что пример своенравного турецкого коллеги, который одинаково жестко себя ведет и с Западом, и с Россией, там видят интересным. Впрочем, на референдум вроде эрдогановского ради усиления полномочий Порошенко вряд ли пойдет: его и так упрекают в авторитаризме. Да и не позволили бы это сделать как партнеры Порошенко по власти - партия "Народный фронт", так и финансово-промышленные группы, не желающие изменения внутриполитического расклада. Да и вероятность проигрыша такого референдума для президента более чем реальна, учитывая низкий рейтинг его поддержки в обществе.

"Думаю, отголоском референдума в Турции будут разве что попытки со стороны неких сил снова поднять тему необходимости жесткой руки и закручивания гаек, как водится, для блага страны", - полагает политолог Константин Бондаренко.

Вместе с тем, он напомнил, что в мае-июне может состояться визит Эрдогана в Киев. И, возможно, к этому моменту власти попытаются прощупать отношение к "турецкому пути" усиления полномочий главы государства.

Читайте Страну в Google News - нажмите Подписаться