Визит Александра Лукашенко по случаю годовщины Чернобыльской катастрофы в Украину, фото: president.gov.ua
Визит Александра Лукашенко по случаю годовщины Чернобыльской катастрофы в Украину, фото: president.gov.ua

СБУ: борьба с шпионажем или рэкет?

Вчера СБУ провела массовые обыски сразу в нескольких крупных компаниях – Dragon Capital, "Укргаздобыче" и некоторых других. Спецслужба изымала компьютерную технику, во всех случаях мотивируя обыски и изъятия "незаконным использованием программного обеспечения".

Обыски, особенно в Dragon Capital, вызвали скандал, сделав это главной темой дня в соцсетях. Которые полдня обсуждали, как можно незаконно использовать законно купленное программное обеспечение. И пришли к выводу, что объяснение от СБУ только повод, а причина – в чем-то другом. Так, в случае с Dragon Capital главная версия была коммерческая, якобы в интересах депутата от БПП Грановского.

К вечеру СБУ объяснила, что имела в виду. Оказалось, что все эти компании использовали и продавали (!) шпионское российское программное обеспечение, которое заодно использовалось российскими спецслужбами для хищения украинских секретов.

Впрочем, объяснение спецслужбы понимания у общественности не нашло. А нардеп-"еврооптимист" Лещенко вообще заявил, что "русский след они используют для красивой преамбулы", а на самом деле речь идет о новом виде рэкета на государственном уровне. Который уже дал плоды: одна из компаний, по словам нардепа, заплатила 3 млн гривен за то, чтобы ей вернули компьютерную технику и не считали ее шпионской.

Если обвинения Лещенко – правда, то может разгореться нешуточный скандал. Тем более, в ситуации задействована международная инвесткомпания. Заявления нардепа – это повод для расследования со стороны НАБУ, потому что про 3 млн – это коррупция в чистом виде. Но захотят ли антикоррупционеры связываться со спецслужбой?

"Бацька" снова дружит с Украиной

Украина вчера отмечала 31-ю годовщину Чернобыльской катастрофы. Отмечала куда тише, чем ежегодно при нынешней власти отмечают Голодомор, день политрепрессий и другие идеологические даты. Если бы не визит Лукашенко, встретившегося с Порошенко в Чернобыле, то из действий власти вообще никто не узнал бы, какая дата была вчера. Но Бацька не мог не привлечь внимание.

Президент Белоруссии в последние недели снова демонстрирует политические кульбиты, сопоставимые разве что с кульбитами Эрдогана. Еще никто не забыл, как он вдрызг разругался с Кремлем и обвинил Украину в поставке террористов на белорусскую территорию. Но прошло немного времени, и у Лукашенко уже все в порядке с Путиным, после чего он едет к Порошенко и заявляет, что белорусы с украинцами воевать никогда не будут. И вообще, белорусы, если и приедут в Украину, то на тракторах.

Неизвестно, что Бацька обещал Путину за закрытыми дверьми (или что Путин от него потребовал) и что он рассказывал Порошенко в отсутствие микрофонов, но сейчас все выглядит таким образом, что Лукашенко вновь стремится стать посредником между Москвой и Киевом. Неизвестно, получится ли из этого что-то, но, учитывая тупиковую ситуацию на Донбассе, посредничество сейчас действительно не помешает.

Предпоследний шаг к "безвизу"

Как и большинство нынешних украинских вождей, европейские лидеры, похоже, тоже забыли, что значит для Украины дата 26 апреля. Потому что, если бы помнили, что вряд ли назначили бы на эту дату заседание послов, утвердившее безвизовый режим для Украины. Ведь, по идее, вчера граждане нашей страны должны были праздновать прохождение предпоследнего этапа безвизовой эпопеи, но день для празднований был совсем не подходящий - 31-я годовщина аварии на Чернобыльской АЭС.

Однако не отметить это событие все-таки нельзя. Пусть даже заседание послов считается формальным этапом, на котором не могло быть никаких сюрпризов, но многострадальный "безвиз" идет к украинцам так долго, что преодоление любого этапа – уже событие. Тем более, когда оно означает, что остался лишь один шаг к окончательному решению - решение Совета ЕС. Его прогнозируют на середину мая, введение безвизового режима – на середину июня, и пока нет никаких оснований говорить, что этот график собьется.

Одесса: начало рекоммунизации

Вчерашний день войдет в историю Украины также как начало нового идеологического этапа, который можно назвать рекоммунизацией. Одесский горсовет принял решение о переименованиях улиц, которым вернул на карту города целый ряд названий, которые должны были исчезнуть по решению губернатора Саакашвили. Но Саакашвили исчез из жизни Одессы раньше, чем это произошло, поэтому в Одессе сохранятся проспект Маршала Жукова, улицы Терешковой и Гайдара, а также в ней не будет улиц Шухевича и Небесной сотни.

Рекоммунизация получилась, конечно, не такой радикальной как декоммунизация – она не противоречит закону Вятровича, но устраняет перегибы в его исполнении. Ведь известно, что Верховная Рада сделала исключение для героев Великой Отечественной войны, а потому имена Жукова и других военачальников этого периода стирать не нужно (как это делают в Киеве).

Но самое главное – одесский горсовет пошел по единственно возможному в этом случае принципу – спросил горожан. И этот принцип будет основополагающим уже в недалеком будущем, когда в Украине сменится власть. Рано или поздно местным общинам дадут право самим определять названия городов и улиц – и тогда с карты страны исчезнут Кропивницкий и Горишни Плавни, а с карты Киева – проспект Бандеры.

Зачем Эрдоган ссорит Путина с Асадом

Говоря о Лукашенко, мы не зря вспомнили об Эрдогане – турецкий президент вчера тоже отметился. Дав большое интервью агентству Reuters, он выдал сенсацию о том, что Путин, оказывается, не является сторонником Асада. "Эрдоган, не пойми меня неправильно, я не сторонник Асада, я не его адвокат", – так, якобы, хозяин Кремля говорил новоявленному турецкому султану.

Вряд ли кто-то мог поверить, что Путин делегировал Эрдогану право объявить всему миру о смене своих приоритетов. Поэтому вполне логичным прозвучало опровержение путинского пресс-секретаря Пескова, что "позиция России и президента Путина по Асаду не менялась". Но что же тогда произошло?

А произошло с Эрдоганом ровно то, что и с Бацькой. У турецкого президента сейчас вроде как все хорошо с Трампом, но, с другой стороны, американцы в Сирии главную ставку делают на поддержку курдов, которые уже близки к созданию собственного независимого государства. Что туркам очень не нравится (не так давно их авиация даже бомбила курдские позиции в Сирии и в Ираке из-за чего Вашингтон выразил недовольство). С Евросоюзом горшки побиты окончательно, поэтому нужен Путин. С Путиным вроде подружился, но потом снова начались трения по Сирии вплоть до поддержки ракетного удара по сирийской авиабазе. В общем, все у Эрдогана склеится, только если Путин не будет поддерживать Асада. Вот этого он и пытается добиться.

Однако Эрдоган, при всей его эмоциональности, искушен в политике, и потому понимает, что Путин сдаст Асада только в обмен на что-то другое. И потому, вполне возможно, будет об этом говорить в Белом доме, куда его пригласили приехать в мае.

Читайте Страну в Google News - нажмите Подписаться