Секретарь СНБО Александр Турчинов (крайний справа) выступает главным лоббистом идеи о переформатировании АТО в чисто армейскую операцию, фото: turchynov.com
Секретарь СНБО Александр Турчинов (крайний справа) выступает главным лоббистом идеи о переформатировании АТО в чисто армейскую операцию, фото: turchynov.com

Проект закона о реинтеграции неконтролируемой Украиной части Донбасса остается в центре внимания. Его текст пока не готов, что не мешает его широкому обсуждению, благо его концепция более-менее понятна: придать районам, занятым сепаратистами, статус оккупированных, обозначить статус агрессора России, создать новую структуру управления, передав ее армии и тем самым изменив статус всей операции.

Судьбу законопроекта решит президент Петр Порошенко по возвращению из Вашингтона. В нюансах вопроса разбиралась "Страна". 

Штаб - всему голова

История с законопроектом на тему неподконтрольных районов Донбасса, который предусматривает новый порядок отношений Киева с этой территорией, начинает обрастать новыми подробностями.

Нынешнее название документа - "Об особенностях государственной политики по восстановлению государственного суверенитета Украины над временно оккупированной территории Донецкой и Луганской областей Украины", похоже, сохранится.

Работу над законопроектом курирует Совет национальной безопасности и обороны (СНБО), секретарем которого является Александр Турчинов, проанонсировавший эту законодательную инициативу.

"Над документом сейчас работают эксперты. Очередь политиков придет, когда он будет в Раде", - сообщил источник издания в администрации президента, пожелавший остаться неназванным.

Он утверждает, что в работе находится один вариант документа, а несколько.

Тем не менее, с концепцией законопроекта уже познакомили группу депутатов из провластных фракций, причем на этом круглом столе председательствовал сам Турчинов. Заместитель председателя фракции "Блок Петра Порошенко" (БПП) Алексей Гончаренко, присутствовавший на встрече, рассказал "Стране" о главных положениях проекта.

Прежде всего, в нем будет признаваться факт оккупации отдельных районов Донецкой и Луганских областей, в которых устанавливается особый правовой режим. При этом, как настаивает Гончаренко, в документе упоминается, что "оккупантом выступает Россия". "Но какая будет окончательная формулировка, узнаем, когда глава государства внесет законопроект в парламент", - уточнил депутат. Хотя ранее издание "Зеркало недели" со ссылкой на свои источники сообщало, что в документе не указана сторона оккупации, а Россия названа агрессором, но несколько туманно.

Второй ключевой момент: как и прогнозировал Турчинов, с введением особого правового режима создается оперативный штаб, который будет координировать в регионе деятельность вооруженных сил и прочих силовых структур, а также государственных органов, в том числе, военно-гражданских администраций.

Руководство передается от Службы безопасности Украины к военным, а значит название операции уже не будет, скорее всего, антитеррористическая.

"Общее руководство оперативным штабом будет осуществлять президент как Верховный главнокомандующий, по вопросам обороны также руководство осуществляет Генштаб. Президенту дается право как решать вопросы использования сил и средств ВСУ в операции, так и привлекать другие силовые структуры, но под общим руководством военных", - написал на своей странице в Фейсбуке народный депутат Дмитрий Тымчук ("Народный фронт", НФ), который также присутствовал на встрече у Турчинова, и, по данным "Страны", принадлежит к неформальной группе влияния секретаря СНБО внутри фракции НФ.

По его словам, законопроект позволяет на усмотрение президента вводить военное положение (хотя введение этого статуса регулирует закон "О правовом режиме военного положения").

А вот социальной сферы, по словам депутата Гончаренко, законопроект не касается вообще.

Опровергает он и предположение, что наличие в проекте отсылочной нормы на Минские договоренности в некоей формулировке (о ней говорит и источник в администрации президента) позволяет провести на неподконтрольных территориях выборы в местные органы власти. "Если мы примем этот закон, то вообще поставим крест в этом вопросе (проведение выборов - Прим.Ред.) до момента полной деоккупации Донбасса", - настаивает Гончаренко.

По его прогнозу, документ будет внесен до следующей пленарной недели, которая начнется 11 июля. "Президент отбыл в США, и пока он не вернется и не согласует, окончательная редакция не попадет в Раду. Думаю, рассмотрят его на следующей сессионной неделе и вполне могут принять до парламентских каникул", - отметил Гончаренко.

У оппозиции же закон изначально вызвал настороженную реакцию. В первую очередь из-за намеков на возможность введения в подконтрольной Украине частях Донецкой и Луганской областей военного положения, что лишит избирателей данных регионов (как раз оппозиционно настроенных к власти) права голоса на будущих выборах.

"Мы категорически против ограничения конституционных прав людей в Донецкой и Луганской областях, в первую очередь, права участия в выборах, через механизм военного положения", – заявил один из лидеров "Оппозиционного блока" Сергей Левочкин, добавив, что любые законодательные новации по Донбассу должны быть согласованы в Нормандском формате.

Правда, позже появился комментарий спикера Андрея Парубия, который заявил, что закон предусматривает некий механизм, который позволит проводить выборы на контролируемых территориях Донбасса. Но подробности этого механизма он не раскрыл.

Порошенко предложил подождать

В целом, несмотря на бодрые заявления власти, причины, побудившие ее, взяться за разработку законопроекта, не до конца понятны. Но народный депутат от НФ, близкий к руководству своей партии, уверяет, что застрельщиком в вопросе отмены АТО неслучайно выступил Турчинов, у которого на то свои причины.

Секретарь СНБО, по мнению собеседника, добивается изменения статуса операции на Донбассе действительно из-за юридической стороны ведения боевых действий, желая устранить правовую коллизию, возникшую из-за использования в АТО армии на сомнительных основаниях. 

"Насколько я знаю, Турчинов говорил, что мы не можем из-за статуса АТО лишиться возможности использовать различные части как подсказывает обстановка. Если нельзя объявить войну или ввести военное положение, то предложите некий третий статус, который урегулирует правовую коллизию, связанную с использованием вооруженных сил", - рассказывает источник.

По его словам, ранее АП в качестве контраргумента говорила о неприятии идеи отмены АТО на Западе и в целом неблагоприятной внешнеполитической конъюнктуре. "Одним из сигналов, в частности, для "Народного фронта", что можно браться за вопрос смены статуса, была победа Эммануэля Макрона на президентских выборах во Франции. Другим стала, например, новость из США, что Украине предлагается выделить помощь по разным программам на несколько сот миллионов долларов, включая возможность предоставления летального оружия", - рассказывает депутат.

Хотя в этой истории все еще может поменяться. Поэтому разговоры ведутся только о концепции законопроекта. Отмашку дописать законопроект сделает президент по результатам визита в Вашингтон. "Перед отлетом Порошенко говорилось, что он по возвращению соберет СНБО и еще раз обсудит содержание документа", - сказал информированный источник в НФ, допустив даже снятие вопроса изменения статуса АТО с повестки дня.

И такой вариант нельзя отбрасывать, учитывая, что сигналов со стороны Запада о согласии на смену статуса военной операции на Донбассе не было. А ранее там были против признания оккупации Россией и перекладывания на нее ответственности за регион.

Читайте Страну в Google News - нажмите Подписаться