Протест под Радой получился довольно массовым и в любой момент может выйти из-под контроля
Протест под Радой получился довольно массовым и в любой момент может выйти из-под контроля

Заявка на третий Майдан

Вчерашний день может войти в историю Украины как начало новой Октябрьской революции 17-го года. А может и не войти. То, что произошло вчера возле стен парламента, внешне не было спровоцировано никакими действиями власти. Однако в результате все может пойти по схеме 2013 года.

Вчера Рух новых сил Саакашвили, Самопомощь, Батькивщина, еврооптимисты и еще несколько партий пришли к оцепленной Нацгвардией Верховной Раде с требованиями изменить парламентскую повестку, внеся в нее три законопроекта – отмену неприкосновенности, новый закон о выборах и создание антикоррупционного суда. Однако, как показали события, требования были только поводом для дальнейших действий.

Власть ожидала штурма Рады, и его попытка действительно была, хотя больше смахивала на имитацию. На самом деле похоже, что главной целью Михо и "еврооптимистов" была как раз установка палаточного городка – копии Майдана, перенесенной в Мариинский парк.

Получилось достаточно символично, как 21 ноября 2013 года. Даже Найем снова оказался одним из ведущих организаторов акции. Но насколько реальны шансы того, что все это перерастет из "детского" Майдана во "взрослый"?

С одной стороны, вчерашние требования Саакашвили и его сторонников абсолютно неактуальны для большинства граждан. Снятие неприкосновенности как популистский лозунг может найти себе место где-то в третьем десятке приоритетов общества, а вот два других им вообще непонятны.

С другой стороны, у граждан накопилось столько реальных претензий к нынешней власти, сколько их никогда не было к Януковичу. А потому нужна только искра, из которой возгорится пламя нового Майдана.

Безусловно, власть постарается сделать все, чтобы такая искра не зажглась. Но ведь Янукович тоже не планировал избиения "студентов" под стелой Независимости и уж тем более не планировал многократного показа этого избиения по центральным телеканалам. Такие вещи, как эксцесс исполнителя или провокация кого-то внутри власти, не спланируешь, а потому и противостоять им сложно.

И вот тут стоит вспомнить о третьей стороне медали. Майдан-2014 на первом этапе не был бы удачным, не поддержи его олигархи. Однако действия самого Януковича и Семьи привели к тому, что практически все "старые" олигархи, будучи во власти, оказались в скрытой оппозиции и потому фактически поддержали Майдан.

Но ведь и сегодня история почти та же. Даже у тех немногих олигархов, которые считаются союзниками Банковой, немало претензий к Порошенко, а внутри власти есть целая партия с серьезными рычагами власти, которой тоже не нравятся попытки президента установить единовластие в стране. Так что и провокацию есть кому организовать, и транслировать ее круглосуточно – тоже.

Власть продавливает медреформу

На фоне происходившего у стен Верховной Рады сам парламент еще пытался работать. С утра спикер Парубий пытался продавить через Согласительный совет провластную повестку дня, состоящую из двух законов по медицинской реформе. Впрочем, даже эта повестка была тактическим ходом, призванным расколоть оппозиционные ряды, чтобы выбить из них "Самопомощь" – главного лоббиста медреформы и ее крестной матери Супрун.

Однако повестку пришлось дополнять по ходу. Из трех требований оппозиции одно – снятие неприкосновенности – было явно популистским, чтобы привлечь к ним внимание избирателей. Но по той же причине его сразу же попытался использовать президент, который и сам уже предъявлял подобное требование к парламенту. Поэтому в Верховной Раде срочно появился законопроект об изменении Конституции.

На самом деле, именно это требование, как говорится, ни о чем. Его постоянно вытаскивают, чтобы поднять рейтинги, – в частности, за снятие депутатской неприкосновенности уже голосовали в первом чтении на излете шестого созыва парламента, зная, что принятия в целом не будет.

Но даже если бы и приняли, существенных изменений не произошло бы. В нынешнем созыве некоторые депутаты уже годами находятся без неприкосновенности, но это не мешает некоторым из них продолжать активную оппозиционную деятельность.

Зато наличие такого требования позволило власти умолчать о двух других, менее популистских, но более опасных для нее. Оппозиция это быстро поняла и потому не поддалась на удочку. Поэтому стоит ожидать, что сегодня и завтра Парубий будет проталкивать медреформу и снятие неприкосновенности, а оппозиция – требовать закон о выборах и антикоррупционный суд.

"Парковый" – новый Дом профсоюзов?

Еще одно событие прошедших суток произошло в ночь перед началом акции под Верховной Радой совсем рядом с ней. Национальный корпус при помощи двух других националистических организаций захватил так называемую "вертолетную площадку Януковича", которая на самом деле является конгрессно-выставочным центром "Парковый".

В этом можно увидеть и очередную попытку рейдерского захвата, однако речь может идти о чем-то большем. Поскольку возле Рады уже начали устанавливать палатки, "Парковый" может сыграть роль Дома профсоюзов времен двух Майданов. Тем более что Нацкорпус уже фактически заявил о поддержке акций возле парламента.

Однако главное, пожалуй, не в этом. Нацкорпус – он же гражданский корпус "Азова" – близок к министру внутренних дел Авакову, если не подконтролен ему. И его возможное участие в раскручивании нового Майдана фактически показывает, кто в нынешней власти может сыграть роль ее могильщика.

В руках Авакова и Нацгвардия, и националисты – то есть обе стороны, которые участвовали в событиях ночи 30 ноября 2013 года. О его конфликте с Порошенко уже публично говорят приближенные к главе МВД люди. Так что может остановить руку, поджигающую спичку?

Правда, смущает тот факт, что Аваков и Саакашвили – едва ли не главные ненавистники в постмайдановской среде. Но разве это мешало кому-то в политике, когда есть общий враг?

Тимошенко VS Ляшко

Еще один конфликт вчерашнего дня в Верховной Раде – между бывшими соратниками Ляшко и Тимошенко. Лидеры двух мини-фракций враждуют уже давно, но вчера их противостояние достигло апогея.

Началось все с того, что Ляшко потребовал от Тимошенко не рассказывать о коррупции, а вернуть из офшоров деньги, которые она вывела вместе с Лазаренко 20 лет назад. Тимошенко с ответом не задержалась и назвала Ляшко президентским чихуахуа. Правда, потом, видимо, сообразила, что такое определение вряд ли поймет сельских электорат, за который борются радикалы с "Батькивщиной", и упростила его, назвав бывшего соратника "бобиком", тявкающим по указке президента.

После этого обмен обвинениями усилился стараниями депутатов обеих фракций. Но, хотя личный мотив здесь безусловен, главное, что зафиксировала эта пикировка, – обострение отношений между лагерями Порошенко и Тимошенко в целом. И продиктовано это, видимо, пониманием того, что вчера власть столкнулась, пожалуй, с самой большой опасностью за все время ее правления.

Мадрид начал репрессии против Барселоны

Продолжает накаляться обстановка и в Каталонии. Вчера стало известно об аресте двух лидеров общественных организаций региона – Национальной ассамблеи и "Общей культуры", – которые в день референдума возглавили движение сопротивления против силовых структур, пытавшихся сорвать голосование.

Уже известно, что Мадрид намерен ввести прямое правление, отобрав власть у руководства автономии. По большому счету, Каталонию хотят вернуть во времена диктатора Франко, когда она не имела никаких прав.

Однако то, что удавалось в течение 40 лет каудильо, вряд ли сможет сделать нынешняя испанская власть. Режим Франко был диктатурой для всей страны, в то время как современная власть Испании – при всех ее авторитарных замашках в отношении Каталонии – является демократической.

Невозможно устанавливать диктатуру в отдельно взятом регионе, сохраняя демократию в остальной стране. В то же время попытка установить диктатуру центральной власти невозможна, поскольку вызовет протесты во всех регионах.

Поэтому попытка силового решения каталонского вопроса обречена на провал. Она может сбить первую волну протестов, но вскоре этот протест найдет новые формы, которые можно использовать в рамках демократического государства. И это еще будет хороший вариант для Мадрида, потому что альтернатива – гражданская война.

Читайте Страну в Google News - нажмите Подписаться