Андрей Бровар
Их осталось 13…
Сколько украинских клубов
сумеет выжить
в ближайшие годы
В субботу, 5 марта, возобновится чемпионат Украины, во второй части которого примет участие рекордно низкое за все 25 лет существования элитного дивизиона страны количество участников – 13. Запорожский «Металлург», который еще в конце осени 2015 года предупредил о своем расформировании, сдержал слово и к 1 марта, когда в Украине закрывалось трансферное окно, так и не изменил своего решения.

Премьер-лига вот уже четвертый год неуклонно сокращается. Летом 2013-го исчез «Кривбасс», в октябре 2013-го – «Арсенал» (чемпионат уже по ходу был урезан до 15-ти участников), летом 2014-го отпочковались крымские «Таврия»
и «Севастополь» (на старт сезона-2014/2015 вышли 14 клубов). Матч 4 декабря 2015 года с «Динамо» в Киеве стал последним в биографии славного «Металлурга», и теперь у нас в строю осталось лишь 13 клубов. А 29 февраля 2016 года, помимо выборов нового главы УПЛ Владимира Генинсона, было принято решение не останавливаться на достигнутом и провести сезон-2016/2017 с 12-ю участниками.

Впрочем, это оптимистический прогноз, ведь окончательные выводы относительно способности наших клубов участвовать в чемпионате Украины под эгидой Премьер-лиги можно будет сделать лишь после прохождения ими аттестации в соответствующем комитете ФФУ. И вопрос только в том, насколько жестко подойдут сотрудники комитета по аттестации к процессу.
Если очень сурово, то в УПЛ останется команд 6—7.

Посчитаем вместе. Проблемы с выплатами зарплаты в «Говерле» и «Металлисте» хорошо известны всей Украине. Обоим клубам уже запретили регистрировать новых футболистов (при этом харьковчане исхитрились
в феврале дозаявить всех, кого хотели, якобы как раз до начала запрета). Аналогичное наказание обрушилось и на «Волынь», которую за систематическое игнорирование решений ФИФА наказали еще и штрафом
в 12 очков, снятые с команды, после чего волыняне из претендента на место
в Лиге Европы превратились в середняка. Есть еще «Днепр», у которого тоже накопилось немало хвостов перед самыми разными субъектами, за что УЕФА пригрозил отстранить финалиста Лиги Европы 2015 года от еврокубков на один сезон, если днепряне до 31 января не рассчитаются. Не рассчитались,
но УЕФА пока не афиширует свое решение. Возможно, ждет момента, чтобы ударить побольнее – ближе к старту нового евросезона.

С такими долгами, по большому счету, аттестацию пройти невозможно,
но в Украине такого слова нет – у нас можно все, и вышеуказанные примеры тому свидетельство. Прикрываясь лозунгами о «спасении футбола в регионах» и «протянутой рукой помощи», ФФУ и УПЛ занимались популизмом и лишь наращивали проблемы, которые сейчас набрали критическую массу. Теперь косметического ремонта будет недостаточно – нужен капитальный подход, глобальная реконструкция.

На этом фоне никого не удивляет продолжающееся бегство футболистов из Украины в зарубежные клубы, причем уезжают не только классные мастера вроде Тейшейры, но даже молодежь и юниоры. УПЛ на глазах их классного чемпионата, с интригой, как минимум с квартетом топ-клубов, сражающихся
за чемпионский титул и путевки в Лигу чемпионов, стремительно откатывается назад в 1990-е.

Сейчас только двум клубам удается сохранять свое лицо даже на международном уровне – «Шахтеру» и «Динамо», которые в ближайшие годы и станут разыгрывать «золото», как это было еще до создания Премьер-лиги.
За третье место прогрессирующая «Заря», которая не стесняется продавать футболистов, чье место до сих пор органично занимали новички или резервисты, поборется с «Днепром», потерявшим двух игроков национальной сборной Украины (Бойко и Селезнев). Причем днепрянам, которые на шесть очков отстают от «Зари», нужно прилично постараться, чтобы сократить эту дистанцию. Но другой вопрос – для чего, если УЕФА может летом не допустить их к новому розыгрышу ЛЕ.

Словом, шансы пробиться в еврокубки неожиданно появились не только у «Ворсклы», но и у новичка УПЛ – «Александрии», которая не может похвастать большими зарплатами, но козыряет стабильностью в финансовом вопросе.
Да и «Карпаты», которые наконец-то пережили запрет на регистрацию новичков и уже обновили состав, вполне могут ввязаться в эту борьбу. У остальных участников ЧУ, судя по всему, турнирных задач нет. В глобальном смысле. Локально, конечно, «Сталь» может ставить задачу, условно говоря, финишировать выше «Олимпика», но это интересно только для самих клубов
и их немногочисленных болельщиков. Кроме того, у «Стали» продолжается внутренняя борьба за власть в клубе, за которой, признаться, сейчас следить интереснее, чем за собственно игрой команды.

В качестве и зрелищности футбола наш чемпионат прилично сдал позиции,
о чем в один голос заговорили даже два конкурирующих телеканала, которые почти пополам поделили телевизионные права. Трансляторы настолько устали от низких рейтингов матчей ЧУ, что потребовали реформировать турнир, обещая при этом клубам не очень большие, но вполне посильные с учетом сократившегося раз в 10 рекламного рынка, деньги. Именно с их подачи появился проект чемпионата с 12-ю командами, которые после первого этапа будут разбиты на две шестерки согласно рейтингу. Так мы увидим больше матчей между «Динамо» и «Шахтером» (как минимум четыре, а не два), а на втором этапе у грандов будут более серьезные оппоненты.

Но это – лишь в следующем сезоне, до которого, как уже говорилось выше, многие нынешние клубы УПЛ могут просто не дотянуть. Схема банкротства,
с последующей заявкой во вторую лигу и возвращением в элиту через несколько лет, возможно, станет единственным спасительным вариантом для тех, кто еще не потерял интерес к футболу на фоне огромных затрат на эту игру. В этом плане задача нового руководителя Премьер-лиги Владимира Генинсона – сделать так, чтобы УПЛ перестала плыть по течению и получила четкий план реформ для того, чтобы хотя бы остановить падение.

«Страна» решила проанализировать, что происходит сейчас в украинских клубах, разбив их на четыре группы.
группа первая
Пока все стабильно
«Шахтер»
Экономически клуб, несмотря на падение доходов от основного бизнеса у его хозяина Рината Ахметова, весьма могуч: одних только налогов в 2015 году было уплачено на 349,3 млн грн. Единственная серьезная проблема – кочевая жизнь, вызванная войной. Из-за этих факторов горняки уже несколько лет обходятся без покупок бразильских талантов, которым нет резона ехать в неспокойную Украину, продолжая распродавать самых сильных из тех, что были приглашены ранее. Февральский трансфер лучшего бомбардира ЧУ Тейшейры в Китай за 50 млн евро стал рекордом для Украины за всю историю. Недавно в «Шахтере» объявили о смене курса и ставке на воспитанников собственной академии. Благо – поколение подросло очень сильное, которое весной 2015 года дошло до финала юношеской ЛЧ.
«Динамо»
«Динамо», в отличие от «Шахтера», тренируется и играет у себя дома.
Сергей Ребров постепенно перестраивает клуб под испанскую модель тренировочного процесса (специалисты из Испании теперь присутствуют
на всех этажах динамовской пирамиды – в академии, в командах U-19 и U-21,
а также в первой команде). Киевляне впервые за 17 лет вышли в плей-офф ЛЧ и заработали своим выступлением 23 млн евро от УЕФА. Недостатка в финансах, которые привлекаются братьями Суркисами из различных источников, клуб не испытывает. Плюс всегда можно продать миллионов за
20—25 капитана Андрея Ярмоленко, интерес к которому в Европе в последние годы очень высок.
группа вторая
Живут и слава Богу
«Заря»
Некоторое время клуб вынужден был задерживать выплаты зарплат футболистам, но луганчане нашли неплохой способ удерживаться на плаву – развивать и продавать своих лидеров. Этой зимой в российский «Рубин» ушел защитник Пилявский, вызывающийся в национальную сборную Украины, а «Шахтер» выкупил трансфер полузащитника Ивана Петряка – победителя премии Золотой Талант 2015 года в категории U-21, который в ноябре получил дебютный вызов в национальную команду. Подробности сделки по Пилявскому неизвестны, но вряд ли цена меньше миллиона евро, а за Петряка «Заря» хотела получить два миллиона.
«Ворскла»
В Полтаве позволяют себе собирать опытных футболистов, на которых строится игра команды, а они за «спасибо» выкладываться не станут. Тема несвоевременных выплат зарплаты «Ворсклу» тоже не миновала, но, возможно, проблема заключалась в том, что после убийства мэра Кременчуга Олега Бабаева, который осуществлял оперативное руководство клубом, полтавчане почти полтора года находились в невесомости. У почетного президента и горнорудного олигарха Константина Жеваго и своих хлопот хватает, а новый президент Роман Черняк (генеральный директор ПАТ «АвтоКрАЗ») появился только в конце ноября. Теперь «Ворскла» должна дышать спокойно и глубоко.
«Карпаты»
Петр Дыминский, для которого футбол из хобби превратился в основное занятие, выстроил в «Карпатах» систему, которая плохо воспринималась в сытые годы, но очень четко работает в нынешнее непростое время. Во Львове футболисты подписывали контракты на минимальных гарантированных условиях, а большую часть зарплаты в буквальном смысле слова зарабатывали своей игрой. Не всем это нравилось, но теперь так приходиться жить всем, а «Карпаты» в этом деле уже собаку съели. Но у руководства клуба есть своеобразное отношение к необходимости рассчитываться по долгам, из-за чего команда была наказана запретом на регистрацию трансферов, который был снят этой зимой. Зато за это время шанс проявить себя получили многие талантливые ребята из академии, и теперь львовский клуб может быть образцом еще и по части работы с резервом.
«Александрия»
Команда из райцентра Кировоградской области живет по средствам, золотых гор никому не обещает, футболистов этого состава преимущественно собирали в первой лиге, где амбиции попроще, в гонку вооружений клуб никогда не ввязывался. А что касается финансовой стабильности, то ее обеспечивает Сергей Кузьменко, который в 2010 году стал футбольным меценатом, а летом 2014-го возглавил Кировоградскую областную администрацию.
«Олимпик»
Генеральным спонсором команды является компания «Альтком» (ее логотип украшает форму игроков), которая считается одним из лидеров в Украине по строительству автомобильных дорог. Говорят, что ее неофициальным собственником является Борис Колесников, но президент клуба Владислав Гельзин – тоже не вчера занялся бизнесом и в состоянии обеспечить стабильность «Олимпику». К тому же он – фанат футбола, сам выходит на поле (правда, в этом сезоне – всего два раза) и установил рекорд чемпионата Украины, сыграв в возрасте 42 лет и 51 дня. Осложняет «Олимпику» жизнь необходимость жить вдали от Донецка, где Гельзин еще до зарождения профессиональной команды начал вкладывать средства в детско-юношескую школу хорошего уровня, а также шлейф обвинений в играх на тотализаторе.
группа третья
Будущее в тумане
«Днепр»
В 2010 году, подписывая контракт со знаменитым испанским тренером Хуанде Рамосом, Игорь Коломойский сказал: «Я для себя принял решение выйти на новый количественно-качественный уровень. Но если и с этим «красавцем» ничего не получится, тогда нужно завязывать с этим видом спорта. В буру буду играть или боксом займусь». С Рамосом удалось стать вице-чемпионом Украины, а на следующий год после его ухода – дойти до финала Лиги Европы. Но Коломойскому, судя по всему, футбол уже немного поднадоел. Из команды постепенно начинают разбегаться самые яркие исполнители (Коноплянка, Калинич, Канкава, Бойко, Селезнев), а за невыплаченные долги перед различными субъектами футбольной жизни УЕФА пригрозил «Днепру» отстранением от еврокубков на один сезон. Но угроза пока не возымела действия. Самые большие пессимисты говорят, что Коломойский собирается обанкротить клуб и списать все долги. Вариант заманчивый, но футбольной команде после этого придется подниматься со второй лиги. По второй версии, владелец клуба дожидается, когда из «Днепра» уйдут все высокооплачиваемые футболисты и облегчится зарплатная ведомость. Возможно, после этого будет какое-то развитие.
«Металлист»
Первые сложности с финансированием клуба, в 2013-м ставшего вице-чемпионом Украины, – после того, как в феврале 2014 года владельцу «Металлиста» Сергею Курченко пришлось срочно уезжать в Россию. Уже той зимой с Харьковом попрощались звездные Соса и Девич, а летом 2014-го их примеру последовали другие легионеры. Им перестало быть комфортно в Харькове. В «Металлисте» с того времени успели собрать и распустить несколько вариантов состава, но единственное, что их объединяло – проблемы с финансированием и накапливавшиеся долги по зарплате. В конце ноября 2015-го харьковчане собирались бойкотировать матч в Александрии, но после телефонного общения с «голосом, похожим на Курченко» все же вышли на поле. Самая большая проблема «Металлиста» в том, что, как утверждают знающие люди, все деньги, которые приходят на счета клуба, тут же перенаправляются в Россию. Хотя этих средств могло бы хватить на жизнедеятельность клуба. Продавать «Металлист» Курченко вроде бы не собирается, вкладывать деньги в него в данных обстоятельствах – тоже. К чему все приведет – неизвестно.
«Сталь»
Новичок Премьер-лиги стал автором необычных разборок – уже после окончания первой части чемпионата стало известно о разногласиях между президентом клуба Варданом Исраеляном и общественной организацией ФК «Сталь». Выяснилось, что по уставу клуба, который был сформирован еще до выхода в УПЛ, президент не является его реальным руководителем, а выполняет декоративные функции по типу английской королевы. Но при этом президент клуба является представителем генерального инвестора и не захотел мириться со своим положением наблюдателя, но общественная организация, которая владеет всеми правами на клуб, пригрозила запуском процедуры его ликвидации и даже начала ее. Правда, пока что «Сталь» продолжает участвовать в соревнованиях, но в этой бумажной войне может и не оказаться победителей. Смогут ли стороны достичь компромисса, непонятно.
группа четвертая
Кандидаты на вылет
«Говерла»
Больше двух лет закарпатский клуб прочно ассоциируется с долгами перед футболистами и тренерами. Знаменитый Максим Шацких утверждает, что зарплату не платят уже около года (а в молодежном и юниорском составах говорят о двух годах). Попытка перейти на схему работы, прикоторой первая команда формируется за счет арендованных футболистов (им платить зарплату будут их основные клубы), а в это время погашаются старые задолженности, если и была сделана, то конца ее не довели. Сейчас «Говерлу» лишили права регистрировать новых футболистов, но руководство клуба продолжает повторять две мантры: первую – о неких полученных гарантиях, вторую – о необходимости оптимизировать долги. Другими словами, призывает футболистов простить часть долгов: «Если они не пойдут нам навстречу, нам придется признать дефолт и ликвидировать клуб». Прослеживается легкий шантаж – мол, или соглашайтесь на наше предложение, или вообще ничего не получите, потому что мы закроемся.
«Волынь»
В январе грянул гром – за систематическое игнорирование решений ФИФА луцкий клуб был оштрафован лишением 12-ти турнирных очков (после этого «Волынь» перестала претендовать на место в Лиге Европы). Решения эти касались выплаты долгов бывшим футболистам клуба Ндойе, Савичем, Суботичем, Наконечным, Павловым, Старцевым. Суммы приличные. Один только сегеналец Ндойе претендует на 900 тысяч евро.
Нынешний главный тренер и одновременно президент «Волыни» Виталий Кварцяный признает, что в свое время руководством (в том числе – когда он работал в других клубах) были допущены ошибки. Но отдавать долги нечем. При этом инвесторы готовы финансировать команду и дальше, и в Луцке, судя по всему, готовы по окончании сезона закрыть нынешний клуб и открыть новый. Говорят, что он будет называться «Торпедо» (под такой вывеской волыняне уже выступали с 1968-го по 1989 годы) и за несколько сезонов пройдет путь из второй лиги в УПЛ. «За это время можно нарастить мышцы, избавиться от долгов и зайти в Премьер-лигу сильным клубом и с серьезной задачей», – заявил Кварцяный.
«Черноморец»
Казалось, что в Одессе сумели удержаться на плаву и удачно произвести оптимизацию зарплатной ведомости – с прежними высокооплачиваемыми футболистами рассчитались по долгам (говорят, что при помощи недвижимости), на их место взяли резервистов или не таких дорогих исполнителей. Да, пострадало качество игры, команда провалилась в турнирной таблице, но клуб выжил, а молодежь «Черноморца» начала давать намеки, что вскоре с ней придется считаться. И тут как гром средь ясного неба – заявление генерального директора клуба Сергея Керницкого, что клуб может начать процедуру банкротства в связи с нежеланием кредитора, «Сбербанка России», произвести реструктуризацию долга. Он образовался из-за кредита, взятого на строительство стадиона. Из 40 млн долларов одесситы погасили только 11, дальнейшие выплаты осложняет выросший в три с лишним раза курс доллара по отношению к гривне. Банк подал в суд, выиграл первую инстанцию, «Черноморец», по словам Керницкого, в итоге оказался должен около миллиарда гривен (получается порядка 37 млн долларов). Сумма по нынешним временам для футбольного клуба – космическая.