Майдан пока не слишком впечатляет, Анастасия Рафал,
Майдан пока не слишком впечатляет, Анастасия Рафал, "Страна"

История, которая однажды завершилась как трагедия, спустя три года превращается в фарс. Мероприятия в центре Киева напоминают знакомую фразу из "Того самого Мюнхгаузена": "сначала намечались торжества. Потом аресты. Потом решили совместить". Так и здесь: пока одни скорбят о погибших на Майдане-2, вторые грезят Майданом-3. Впрочем, эта пока еще фантасмагория может иметь трагическую развязку.

В третью годовщину драматических событий февраля 2014 годов корреспондент "Страны" прогулялась по Майдану и по Институтской, и послушала, о чем говорят люди. 

Праздник демократии 

"Ганьба! Скiльки тобi заплатили? Iуда! Зрадник!", - толпа на Институтской окружила некоего Владимира Манько, лидера Единого союза патриотов, который, как с гордостью представил его человек с громкоговорителем в руках, был дважды контужен. 

Дважды контуженный Манько попытался было рассказать собравшимся, что, прежде всего, нам нужна победа. А уж потом будем свергать власть. 

"Пока что мы должны объединиться... и заставить... власть... работать", - перекрикивая собравшихся, пытался закончить свою мысль оратор. 

"Паскуда! - взревела стоявшая по соседству со мной женщина. -  Я би їх всiх четвертувала! Яка перемога? Мiнськi угоди - це перемога? Шо там робить Кучма? У нього руки в кровi, вiн Чорновола убив. Чо туда руськi їздять? Наших хлопцiв убивають! Гад!".

"Юлеботы!" - гаркнул Манько тем же тоном, которым отец Федор кричал Остапу Бендеру "Сам дурак", и повёл колонну на Майдан. 

"Куди ви iдете?! Чого там стоять? Шо ми там вистоїмо?", - кричала толпа вслед ретирующемуся "команданте". - "Треба iти до адмiнiстрацii!"

"Треба iти до парламенту!", - наперебой предлагали стратегии собравшиеся. 

Чуть повыше какие-то студенты из Львова и Тернополя пели песню Вакарчука "Не твоя вiйна". Чуть пониже нараспев исполнял молитву какой-то хор.  

Словом, праздник демократии по-украински, которые прекрасно объясняет, почему на месте головы одного убитого Дракона, традиционно вырастает тысяча. 

Путин и ФСБ 

Вопреки пророчествам СБУ о том, что 20 февраля на Майдан выйдут орды путинских провокаторов, народу собралось немного и они были, прямо скажем, мало похожи на русских шпионов. 

"Ясно, шо нiчо не буде. Ви бачили, скiки вчора мiлiцiї було? Тому що порохом запахло, тому що люди справжнi прийшли, патрiоти. А сьоднi мiлiцii мало, бо все куплено", - стоя на бровке, размахивает кулаками Мыхайло Мотузний. 

У него, как и у каждого профессионального патриота, есть готовый для Украины план действий.

"Ми повиннi згуртувати народ, i прогнати Порошенка. Тодi зламаються отi всi схеми, ота вся чєпуха. Все ж понятно, що Майдан був організований Путіним, ФСБ, Порошенком і всим тим кодлом, - предлагает новое прочтение истории пан Мыхайло. - Потому шо Путін без України не побудує Велику Росію. Тому шо у украінського народа такий потенціал... Він і умний, і творчєский, і шо вам сказать... І ще Порошенко служить правітєльству Америки, бо у нас же ж багата країна, а чо тоді долар 1 к 30? Потому що він по просьбє уряду США обеспечує грабєж України. І ще він служить по своїй національності. Ото приєзжав нєкій президент Ізраіля, і що він казав? Що Україна - то родіна сіонізма і хасидизма. А я думав, що живу в вільній країні!", - продолжает политинформацию Мыхайло Мотузный. 

Вообще, дискуссии в толпе - это особый вид разговорного жанра. Тут каждый говорит о чем-то своём, все друг друга перебивают, и никто не слушает, что ему отвечают.

"Оно Коломойський в груднi усiх своїх родичiв зробив міліонерами. А Україна йому за це премію дала", - размахивает кулаками хилый мужичонка. 

"Шо ви брешете? Шо ви брешете, нічого йому Україна не давала!" - яростно кричит в ответ бородач.  

"Як не дала? Так Порошенко ж дав!".

"Порошенко - то не Україна. Я його не обирав. То не мій президент!".

"Панове! - решительно восклицает третий оратор. - Нам треба взагалі позбутися цієї посади! Бо від неї одні нещастя!" 

"Правильно! Згода!", - отвечает "товарыство" с таким видом, словно решение этого вопроса зависит от них. Причем, все решается прямо сейчас. 

Гриценко, Тимошенко, Коханівський, волонтеры

Беглое наблюдение за собравшимися показало, что больше всего украинцев, похоже, устроила бы модель греческой демократии - прямым голосованием народа-демоса на площади. 

"Не надо нам партий! Хватит нам партий!"

"Нам треба всім українцям зібраться і вирішить!"

"Треба встать на Майдані і сказать: "люди, у кого є які ідеї, хто має досвід керування - давайте зберемо всі ідеї, давайте обговоримо, і будемо будувать нову державу", - обсуждают идеи, которые только и можно что обсуждать, потенциальные революционеры. 

К вечеру болтовня выливается в чтение стихов собственного сочинения, которые все как под копирку призывают: "вставаймо", "єднаймось", "славні сини Богдана", "встаньте з колін" и прочее. Словом, все то, что можно прочесть в Кобзаре в гораздо более талантливом исполнении.  

Тем не менее, то же беглое наблюдение показывает несколько тревожных для власти вещей. 

Во-первых, все старые идолы низвергнуты. 

"Та яка Свобода? Свобода вже давно продана ПАрАшенку!"

"Паскуда той Ярош. Не кажіть мені про Яроша! Коли люди 20-го гинули, воно з Януковичем чай пило".

"Що я не пам'ятаю, як 16-го та наволоч Парубій казала, что у нас мирна хода?! Він що не знав, що вони всі озброєні! Знав! Ото би тільки чужими руками жар загрібати", - кричат попеременно все в толпе.

"Наших парней убивают в Донбассе, а нас тут убивают тарифами. Это что, не геноцид? Это не геноцид?", - кричит Галина, которую весь Майдан, как она сама уверяет, знает как "Петровну".

Отдуваться за массовое недовольство вчерашними кумирами приходится депутату от БПП Олегу Барне, которого все дружно обступают с криками "Ганьба!".

"Ирония судьбы: лозунг революции достоинства - "Ганьба!", - с иронией констатирует киевлянин Олег, который, тоже считает власть "ублю...ками", однако к протестам примыкать не намерен, полагая, что просто некого поддерживать. 

Того же мнения, что и он, придерживаются многие люди, не рвущиеся никого свергать.

"Уже дважды свергали. Только курс доллара вырос, и война разгорелась. Может, уже хватит?", - говорит Олег. 

Впрочем, есть и те, кто несмотря ни на что, готовы протестовать. Такие хотят видеть у власти либо "новые лица - комбатов, патриотов и волонтеров", либо Тимошенко, реже - Гриценко.  

Антоний Дидковский, например, хотел бы видеть у власти Анатолия Гриценко, считая его "мудрым политиком и патриотом", а его друг Николай Квашенко готов поддержать Юлию Тимошенко, полагая, что "она столько пережила, что не предаст интересов людей". 

"Майдан был, Майдан есть и Майдан будет, пока мы не добьемся того, что нам обещали!", - уверен Антоний.

"Подождите еще: грядет кровавая революция. В марте народ соберется на вече, и скажет свое веское слово!", - верит и Николай.

"Это сейчас нас мало, поэтому над нами смеются. Когда нас будет 10 тысяч - это уже будет что-то, а когда выйдет 100 тысяч - они как крысы побегут!", - с остервенением доказывает кому-то по телефону одна из протестующих.

Впрочем, события выходного дня показали, что власть едва ли станет с кем-то церемониться. Во всяком случае, во времена Януковича Крещатик не перекрывали клетками. С другой стороны, те же события показывают, что система едва ли станет охранять своего "поводыря", если станет по-настоящему горячо.

Пока что прокуроры отказались заводить дела против буянов выходного дня, видимо, резонно полагая, что завтра они вполне смогут превратиться из уличных протестантов в народных депутатов, и затеять очередную люстрацию...

Читайте Страну в Google News - нажмите Подписаться