Министра МВД Украины Арсена Авакова ждет очень непростая борьба за место под солнцем, фото: Украинские новости

Трагедия в Княжичах: последствия для Авакова

Трагедия в Княжичах, унесшая жизни то ли пяти, то ли шести правоохранителей, была главной темой воскресенья, но, за отсутствием глобальных событий в понедельник, осталась таковой и вчера. И может привести к крупным катаклизмам в отечественной политике уже в ближайшее время.

Речь идет ни много ни мало о политической судьбе министра внутренних дел Авакова – второго госдеятеля в стране по реальному весу. Что, конечно, парадоксально, поскольку вторым после президента должен быть премьер (или наоборот), потом должен идти спикер, а глава МВД в украинской иерархии никогда так высоко не забирался. Да и в советской истории министр внутренних дел в последний раз занимал вторую иерархическую строчку в последний раз в 1953 году – это был Берия, для которого все закончилось плохо. Теперь сгустились тучи и над Аваковым.

Формально, конечно, его вины в том, что правоохранители перестреляли друг друга, нет. Но в соцсетях и прочих средствах формирования общественного мнения уже двое суток формируется мнение о том, что главная причина княжицкой трагедии, – полный развал правоохранительных органов. А это уже политическая ответственность министра. В Раде пока это требование не звучало, но к дому Авакова уже съездил Автомайдан именно с таким требованием. Что симптоматично, поскольку подобных акций автомайдановцы не проводили с зимы 2014 года.

Для такого лайкозависимого политика как Аваков все происходящее – катастрофа. Министр, правда, делает вид, что все в порядке, все под контролем, но на самом деле его окружение с самого начала поняло, какие риски несет для их шефа княжицкая история. Не случайно первым о трагедии сообщил советник главы МВД Геращенко, сопроводив новость успокаивающим комментарием, – он понимал, что замять историю не удастся, но можно задать тон обсуждения.

Однако это не удалось. И потому Аваков, уехавший, как назло, с официальным визитом в Канаду, поначалу сообщил, что продолжит визит ("все под контролем"), но уже вчера сократил его программу, чтобы пораньше вылететь в Киев. Причем ситуация получилась со всех сторон отрицательная: не прервал визит – значит, его не волнует происходящее, прервал – значит, чувствует, что виноват. Выбрал второе – все-таки лучше пытаться влиять на события, находясь внутри страны.

И здесь, кстати, напрашиваются другие неприятные аналогии. У Горбачева в последние годы его правления едва ли не все трагедии происходили во время иностранных визитов. Революция 1989 года в Румынии началась, когда Чаушеску был в Иране. Ситуация для Авакова, конечно, не так критична, как для Чаушеску, но отбивать целую волну атак придется. Поскольку, пожалуй, в Украине больше нет действующего политика с таким количеством врагов, как у главы МВД.

Квартирная война: Лещенко против силовиков

Еще один политик, наживший себе кучу врагов и теперь пожинающий последствия, – "еврооптимист" Лещенко. В бытность журналистом он так много писал о коррупции в парламенте и исполнительной власти, что теперь, когда, благодаря истории с квартирой, появилась возможность обвинить в коррупции самого Лещенко, этим не только воспользовались, но и многократно усилили сигнал.

С недавних пор речь идет уже не только о политической дискредитации. Специализированная антикоррупционная прокуратура завела дело по квартире депутата-"еврооптимиста", найдя коррупцию в факте скидки от застройщика в 1,8 млн гривен, приравняв ее к подарку. А раз подарок на неположенную для госслужащего сумму – то штраф и (согласно логике закона) лишение квартиры.

Поскольку дело завела САП, то здесь явно торчат уши генпрокурора Луценко, с которым у Лещенко уже несколько месяцев конфликт, соизмеримый с его войной против Януковича. Поэтому не удивительно, что "еврооптимист" все обвинения САП опроверг и не пошел туда для ознакомления с протоколом.

А вот тот факт, что, как сообщил вчера сам Лещенко, его квартирой занялась еще и СБУ, означает, что дело не только в Луценко – надо брать выше. Это же подтверждает и ставшее известным вчера содержание "темников" с Банковой, где одной из тем для блогеров предлагается как раз раскрутка коррупции Лещенко. И если война идет уже на таком уровне, то "еврооптимисту" нужно быть готовым к серьезным последствиям – он может остаться если не без квартиры, то без мандата. Двое его соратников по внутренней оппозиции в БПП – Томенко и Фирсов – могут подтвердить, что это вполне реально.

Помогла ли президенту вышка в Славянске?

Сам президент, безусловно, во всех этих войнах не участвует. Вчера он принимал участие в позитивной истории, которая, по логике, должна была перекрыть негатив последних дней, связанных с разоблачениями от беглого нардепа Онищенко. Речь идет об открытии восстановленной вышки-телеретранслятора возле Славянска, которая, как сообщил президент, даст возможность жителям Донецкой области по обе стороны линии разграничения (и даже Изюма Харьковской области) смотреть украинские каналы. На Банковой этому придают такое большое значение, что уже объявили и о скором открытии вышки, которая покроет украинским вещанием весь Крым.

Однако участие Порошенко в этой "телеистории" не перекрыло, да и не могло перекрыть, негатив, связанный с коррупционными разоблачениями Онищенко. Прежде всего, потому, что значение самого события явно преувеличено.

Повышенное внимание Банковой к телетрансляциям обусловлено расхожим в свое время среди сторонников Майдана тезисом о том, что Крым и Восток "взорвались" весной 2014 года из-за того, что "вата насмотрелась российской пропаганды". Этим аргументом, в частности, воспользовались, чтобы запретить российские телеканалы в том же 2014-м.

Однако историческая правда состоит в том, что к концу правления Януковича суммарные рейтинги российских каналов по Украине были намного ниже рейтинга ICTV, не говоря уже о таких "монстрах" как "Интер", "Украина" или "1+1" (причем даже в Крыму). Так что формировать общественное мнение в целых регионах Первый канал, РТР, НТВ и иже с ними не могли.

Значение вышек преувеличено так же и потому, что эфирные трансляции имеют большой вес только в сельской местности, поскольку в городах (даже в небольших райцентрах) сейчас преобладают кабельные операторы. А поскольку Донбасс – регион с преимущественно городским населением, то оно просто не заметит славянскую вышку.

Безусловно, какая-то часть сторонников Украины на Донбассе установит себе антенны и направит их на Славянск. Но, по большому счету, сторонники Украины и до вчерашнего дня могли спокойно смотреть любой украинский канал в интернете. Тем более что даже в сепаратистских "республиках" интернет есть у куда большего количества населения, чем антенны для эфирных каналов.

Кризис в Италии обрушил евро

Пока в Украине трясет отдельные политические силы, Евросоюз трясет весь целиком. Вчера Европа замерла в ожидании последствий воскресного референдума в Италии, на котором граждане отказали власти в реформе Конституции. Сама тема референдума никак Евросоюза не касается, но его касается то, что в результате в отставку подал премьер Ренци – ярый сторонник сохранения евроинтеграции. Собственно, западные эксперты как раз и провал референдума объясняют тем, что итальянцы голосовали не столько конкретно против реформы, сколько против проевропейского курса нынешней власти.

Какими будут последствия отставки Ренци для ЕС, пока однозначно сказать нельзя. Как минимум – формирование нового правительства, в котором евроскептики займут более сильные позиции. Как максимум – правительственный кризис и досрочный роспуск парламента, который даст еще большее преимущество "антиевропейцы" (что в западных странах означает также сторонников снятия санкций с России).

Но это все вопрос будущего, хоть и недалекого. А вот одно конкретное последствие референдума уже состоялось: вчера курс европейской валюты упал до отметки 1,05 доллара за 1 евро. В последний раз такое соотношение двух основных мировых валют было лет 15 назад. За этот период евро поднимался даже до курса 1,45 доллара, так что нынешнее падение является очень серьезным индикатором кризиса ЕС.

Кремлю придется выбирать между Вашингтоном и Пекином?

Остальной мир тем временем замер в ожидании того, в какую сторону развернет внешнеполитический курс Америки ее новый президент Трамп. В последние дни он, еще не вступив в должность, уже обострил отношения с Китаем.

Все началось с телефонного разговора между Трампом и президентом Тайваня Цай Инвэнь. Поскольку в последние 37 лет власти США придерживались курса на официальное признание только одного Китая – с властью в Пекине, для Пекина это, естественно, стало пощечиной. Впрочем, официальный комментарий властей КНР был довольно сдержанным, однако реакция Трампа на него оказалась резкой и далекой от дипломатических реверансов. Он припомнил Пекину все – и военные базы в Южно-Китайском море, и искусственное занижение курса юаня, и высокие налоги на импорт (включая американский).

Будущий президент США ведет довольно логичную линию – поскольку он провозгласил протекционизм для собственных производителей на внутреннем рынке, ему неизбежно нужно начинать борьбу с дешевым импортом, а это прежде всего китайские товары.

Однако внешнеполитические приоритеты Трампа могут привести к серьезным коллизиям в мировой политике. В частности, к непредвиденным осложнениям для Путина. Поскольку Китай негласно поддержал Россию в его конфронтации с Западом, начавшейся в 2014 году, в Евразии сложилась неформальная ось Пекин – Москва, скрепленная, к тому же, многомиллиардным контрактом по постройке газопровода в Китай. И теперь, если Трамп (как ожидается) сделает шаги навстречу Путину, хозяину Кремля придется либо делать сложный выбор между Вашингтоном и Москвой, либо попытаться сыграть на противоречиях между двумя мега-государствами, получив преференции от обоих. Впрочем, многовекторная политика, при всей ее привлекательности, очень сложное искусство. Современная история Украины это доказывает более чем красноречиво.

Подпишитесь на телеграм-канал Политика Страны, чтобы получать ясную, понятную и быструю аналитику по политическим событиям в Украине.