Генеральный прокурор Юрий Луценко отчитывается в Верховной Раде за год своей работы, фото: Украинские новости
Генеральный прокурор Юрий Луценко отчитывается в Верховной Раде за год своей работы, фото: Украинские новости

Генпрокурор Майдана

Безусловный герой вчерашнего дня – Луценко. Генпрокурор пришел в парламент и – при отсутствии каких-либо реальных успехов – выдал блестящий доклад, после которого всем непредвзятым гражданам захотелось оставить его в ГПУ еще лет на десять да еще и сразу выдать диплом о юридическом образовании, чтобы никому не повадно было ставить под сомнение пребывание Юрия Витальевича в генпрокурорском кресле.

Впрочем, если внимательнее разобрать громкий отчет Луценко в Раде, то его можно поделить на три части: а) обещания, б) пожелания, в) декларации. При этом стоит упомянуть и о четвертой части – умолчании о целом ряде громких дел, которые нельзя было не упомянуть.

К примеру, умолчал он о деле Новинского, которого так упорно лишал депутатской неприкосновенности. О процессе над Ефремовым, который сейчас находится на грани развала. О делах Мосийчука и Мельничука, которых лишали неприкосновенности на основании "убойных" улик и о которых забыли.

Да и о других громких делах – трагедии в одесском Доме профсоюзов, убийствах Бузины и Шеремета, взрыве гранаты возле парламента – генпрокурор вспомнил лишь после того, как его об этом спросили.

Что пообещал Луценко? Самое главное – скорый процесс над обвиняемыми в убийстве Бузины. По его словам, экспертизы позволили перевести подозреваемых в статус обвиняемых, то есть подтвердили, что Медведько и Полищук находились в брошенной убийцами машине. Теперь остается ждать, когда обещание превратится в судебный процесс.

Пожелания генпрокурор раздавал всем, но больше всего – Верховной Раде, которая должна принять тот или иной закон. Что касается деклараций, то это у Луценко является постоянным наполнением речей, причем даже в отчете генпрокурора хватало чисто политических заявлений – вроде необходимости перехватить у "зрадныкив" праздник 9 мая и проводить его под украинскими флагами.

Этот и ряд других тезисов из отчета Луценко показали, что он остается не генпрокурором Украины, а партийным генпрокурором, генпрокурором Майдана. В частности, отвечая на вопрос о расследовании трагедии, он дал понять, что наказаны будут только антимайдановцы, а тех, кто сжигал антимайдановцев в Доме профсоюзов, судить не будут, "как бы этого сепаратистам ни хотелось". После таких заявлений на декларациях о законности в стране можно ставить точку.

Что силовики хотят выжать из Миндоходов?

Луценко способен пропиарить себя сам, но для надежности он еще любит устроить эффектное пиар-сопровождение. Вчера таким сопровождением его похода в парламент стала спецоперация по задержанию 22 сотрудников бывшего Министерства доходов и сборов, которую генпрокурор охарактеризовал как ОПГ во главе с Клименко.

Действительно, речь идет исключительно о "бывших", хотя, по словам военного прокурора Матиоса, "явки и пароли" им сообщил ныне отстраненный глава Госфискальной службы Насиров. Безусловно, приняв наследство Клименко и Билоуса, Насиров вполне мог знать все схемы, на которых зарабатывали его предшественники. И даже сам мог ими пользоваться. Хотя, может, и не знал, а Матиос просто проводил спецоперацию по отбеливанию бывшего президентского ставленника.

Но, с Насировым или без него, спецоперация получилась эффектной. 1700 полицейских и 500 военных прокуроров одновременно проводили задержания в 15 областях страны. Однако будет ли эта операция эффективной? Ведь задерживали тех бывших руководителей региональных подразделений, которые остались в Украине, – а значит, не чувствовали за собой больших грехов. И, соответственно, больших денег из них не выжмешь. Другое дело – коррупция в нынешней Госфискальной службе, которая опасна, прежде всего, тем, что страну обворовывают сейчас. Однако дело Насирова, похоже, заглохло…

Зачем Генпрокуратура воюет с НАБУ?

Отчет генпрокурора запомнился и еще одним заявлением – о том, как у его ведомства наладилась совместная работа по выявлению коррупции с НАБУ. Впрочем, уже по ходу отчета Луценко задали вопрос насчет первого зама главы антикоррупционного бюро Углавы, но генпрокурор постарался не акцентировать внимание на этом вопросе, сказав только, что у Углавы на момент начала работы в НАБУ было грузинское гражданство.

Однако сразу после ухода Луценко из Верховной Рады внимание на этом вопросе сакцентировал глава бюро Сытник. И не просто рассказал о том, что ГПУ завело дело на его зама по факту сокрытия грузинского гражданства и неуплаты налогов на 600 тысяч гривен, но и заявил об "умышленных действиях" Генпрокуратуры, которая давит на человека, курирующего в НАБУ "определенные расследования". Что за определенные расследования, Сытник не сказал, но дал понять, что речь идет о "деле Мартыненко".

В итоге, вместо налаженной совместной работы бюро возбудило встречное уголовное дело – по факту вмешательства ГПУ в деятельность сотрудника правоохранительных органов. Учитывая тот факт, что в последнее время команда президента пошла на ряд уступок "Народному фронту" (украиноязычные квоты на ТВ, запрет на въезд руководителю новостной службы "Интера" Шувалову), нельзя исключать, что и борьба с Углавой, ведущим дело Мартыненко, из той же оперы. В этом случае речь идет не просто о "вмешательстве", а о выполнении политического заказа по развалу дела близкого соратника Яценюка.

Почему ушел министр АПК?

Вчерашний день начался с новости о том, что министр АПК Кутовой подал в отставку. Без скандалов и объяснений. Уже в полдень его отставка была утверждена Кабмином, на котором Гройсман поблагодарил уходящего министра. Потом он его поблагодарил еще раз – в "Фейсбуке". А сам Кутовой, пытаясь развеять появившиеся в СМИ слухи, все-таки объяснил: ничего личного, ухожу в бизнес.

И все же на фоне такой идиллической картинки возникает вопрос: почему все произошло так моментально? Гонтарева вон хотела уйти в отставку, но ее насильственно отправили в бессрочный отпуск. Если Гройсман так благодарен Кутовому, зачем утверждать заявление спустя несколько часов?

И самое главное: Кабмин по закону не может принять отставку министра, при парламентско-президентской республике это прерогатива Верховной Рады (помните, как долго и мучительно увольняли Квиташвили после его отставки?). Так почему премьер пошел на нарушение закона, чтобы очистить кресло в МинАПК от министра, которому он так благодарен?

Если отвлечься от идиллического фасада, то сразу всплывают факты о том, что из подчинения Кутового вывели все госпредприятия (прежде всего, "Укрспирт") – то есть самое интересное во всем министерстве на данный момент. И первый зам Мартынюк из Винницы, с родины премьера, – это тоже факт. То есть министра попросту выдавливали из кресла.

Но зачем так срочно? Ответ тут может быть один: земля. Банковая, похоже, всерьез намерена отменить мораторий на продажу сельхозназначения с 2018 года – для этого нужно только, чтобы в Раде не нашлось 226 голосов за продление. То есть, чтобы БПП и ее сателлиты не голосовали, что вполне реально. Уже сейчас именно силами БПП раскручивается тезис о том, как это здорово – рынок земли. К осени агитация будет активнее. А потом – конец моратория. И в этих условиях кресло министра АПК станет едва ли не самым главным в стране. А разве можно такое кресло отдать кому-то не из Винницы?!

Зачем Меркель "нормандская встреча"?

Меркель намерена собрать "нормандскую четверку". Новость об этом вчера обошла все СМИ. Правда, цитата, из которой взята эта новость, не столь откровенна: канцлер Германии сказала только, что намерена "безотлагательно искать возможности". Но то, что ей эта встреча нужна, сомнению не подлежит.

При этом вряд ли Меркель ждет от нового саммита четверки конкретных результатов. Ей важно до августа показать, что минский процесс движется, а значит – приближается момент, когда с России можно будет снять санкции.

До августа – потому что парламентские выборы в Германии. Большинство граждан там не слишком озабочены минским процессом и вообще ситуацией на Донбассе, но у них непопулярны санкции против России. Отменять в ближайшем будущем Меркель их не собирается, но сделать вид, что она приближает момент отмены, необходимо. Поэтому она уже съездила к Путину и пригласила к себе Порошенко.

Впрочем, есть еще один момент, который фрау канцлер надо держать на контроле, – Макрон. Новый французский президент выглядит намного активнее Олланда, внезапно собрался встречаться с Путиным и неизвестно еще, что предложит после этой встречи (кроме того, Макрон успел уже переговорить по телефону и с Порошенко). Между тем, Меркель привыкла быть лидером "нормадской четверки" и вряд ли будет в восторге от самодеятельности Макрона. Поэтому встреча ей нужна – чтобы "нормандский формат" не вышел из-под контроля. 

Читайте Страну в Google News - нажмите Подписаться