Петр Порошенко использует тему отмены депутатской неприкосновенности в своих интересах, фото: president.gov.ua
Петр Порошенко использует тему отмены депутатской неприкосновенности в своих интересах, фото: president.gov.ua

Теперь, когда пять из шести представлений ГПУ уже прошли комитет по вопросам регламента и организации работы Верховной Рады, можно подробнее взглянуть на их политическую подоплеку и спрогнозировать последствия.

С большой долей уверенности можно утверждать, что пакет представлений Луценко в отношении шести депутатов, среди которых присутствуют члены провластных фракций "Блока Петра Порошенко" и "Народного фронта", заходил в парламент без особого сопротивления со стороны президента и его союзников в НФ.

Сопротивляться было бы слишком опрометчиво. Наиболее резонансные случаи депутатов Борислава Розенблата (БПП) и Максима Полякова (НФ), связанные с делом так называемой "янтарной мафии", вели в Национальном антикоррупционном бюро (НАБУ) которое пользуется поддержкой Запада.

Глава НАБУ даже признался, что помощь в расследовании этого дела оказали специалисты Федерального бюро расследований (ФБР) США, хотя в чем она состояла, не сказал. В любом случае участие ФБР (а по сути это "благословение") служило дополнительной гарантией, что разработки НАБУ не будут похоронены на пути к суду. 

В таких условиях, Администрация президента дала согласие на подготовку ГПУ представлений и передачу их в Раду. В связи с этим возникает вопрос - почему же тогда Комитет парламента, в котором две провластные фракции (НФ и БПП) занимают абсолютное большинство, единогласно "зарубил" четыре из пяти представлений?

Учитывая, что и президент, и генпрокурор, и это провластное большинство комитета - по сути одна команда, напрашивается вывод о постановочном характере сериала под названием "снятие неприкосновенности". О том же говорят и многие депутаты. Впрочем, версии о целях и задачах "сценаристов" этого действа расходятся. 

Версия первая. Бороться с коррупцией так, чтоб коррупция не пострадала

О "янтарном деле" Розенблата и Полякова общественность узнала 19 июня. Это была разработка НАБУ и САП. На следующий день Петр Порошенко начал свой визит в США. Как известно, американцы очень жестко ставят перед украинским руководством вопрос о необходимости борьбы с коррупцией, все сильнее выражая недовольство отсутствием серьезных подвижек в этом вопросе. Уже стала крылатой фраза Тиллерсона: "нет смысла бороться за тело Украины, если ее душу съест коррупция". При этом, на Западе отмечали, что НАБУ - именно та организация, которой они доверяют.

В этой связи Петр Порошенко должен был что то делать, показав, что он с коррупцией бороться готов. Но при этом сделать так, чтоб системная коррупция, которой занимается ближайшее окружение главы государства и лидеры "Народного фронта", не пострадала. 

Именно поэтому в последний день визита Порошенко в США была дана команда генпрокурору Луценко форсировать подачу представлений на снятие депутатской неприкосновенности. При этом, помимо Полякова и Розенблата, были внесены еще два ранее отозванных представления на депутатов Дейдея (НФ) и Лозового (Радикальная партия). Это, во-первых, показывало, что не только НАБУ, но и Генпрокуратура борется с коррупцией. А во-вторых, так как дела по обоим проистекали из их электронных деклараций, это как бы был ответ на запрос о наказании нардепов и чиновников, которые вносили в декларации ранее не задекларированные средства. 

Также было внесено представление на Олеся Дового, которое символизировало отсутствие "договорняков" у власти с одиозными деятелями из прошлого. 

Чуть позже, когда поднялся шум - почему подают представление на "тех кто стоял на Майдане" (вроде Дейдея), а деятелей времен Януковича не трогают, вспомнили о Михаиле Добкине и внесли для баланса и его.

Возможно, вскоре будут внесены представления и на других оппозиционеров (но об этом ниже).   

Комитет провалил четыре из пяти представлений. И у Порошенко с Луценко появилась возможность просто развести руками переда Западом - мол, смотрите, мы все делаем, с коррупцией боремся, но негодные депутаты, своих не сдают. Круговая порука.

Плюс к тому, открылось широчайшее поле и для пиара внутри страны - "комиссар Катани" Луценко самоотверженно борется против гидры парламентской коррупции. Вопрос о том, что центром коррупции в Украине является отнюдь не парламент, а правительство и Администрация президента, на этой волне можно оттеснить на второй план.

В этот сценарий также логично вписывается и "добро" Комитета на привлечение к ответственности Розенблата (хотя, кстати, с чисто юридической точки зрения это решение было как раз непонятным - почему нардепа БПП отдали на "заклание" а его подельника Полякова нет).

Во-первых, у президента теперь появится железный повод говорить, что как раз в его фракции "круговой поруки" нет и она беспощадно очищается от коррупционеров. Во-вторых, Розенблат не был частью системной коррупции окружения президента. Как один из спонсоров БПП он полагал, что имеет право зарабатывать самостоятельно, а не "в доле" с "системными людьми", из-за чего и ранее попадал неоднократно в скандалы. То, что его с позором теперь лишают неприкосновенности, знаменуют собой победу системной коррупции, над коррупцией "партизанской" - там где "пять тысяч долларов и айфоны". Хороший урок для прочих больших и малых "партизан". К слову, Поляков, в отличие от Розенблата, как раз системный человек - из обоймы Николая Мартыненко, а потому его и не дали в обиду.

Как дальше будут развиваться события в рамках этого сценария? Тут может быть много вариантов. Например, парламент может проголосовать за снятие неприкосновенности со всех или хотя бы с части депутатов, что будет подано как грандиозная победа над коррупцией и свидетельство наступления новой эры добра и справедливости.

Правда, этому будет препятствовать позиция фракции "Народного фронта", которая уже четко дала понять, что "своих не сдает".

Поэтому не исключено, что в Раде все эти представления провалятся (кроме, может быть, Розенблата), что даст повод президенту и Луценко также получить свои дивиденды, раскручивая необходимость отмены депутатской неприкосновенности как таковой и представляя парламент как центр зла и коррупции.

"Если бы ГПУ и НАБУ послали спецагентов в те места, где воруют миллиарды, а не тысячи - им бы простили все процедурные нарушения, - пишет у себя на ФБ нардеп от Радикальной партии Игорь Попов. - А так - из пяти депутатов снимут неприкосновенность, может один пропадет за границу, по остальным дела развалятся в судах. Прокуроры будут строить пиар на этих делах, и часть пипла им верить. Рейтинг Рады как института добили до нуля, и теперь любые ее нормальные решения и инициативы будут разбивать аргументом "там все воры". Кто воровал миллиарды - воровать и дальше, и никакой депутат теперь этому не помешает. Откаты с янтаря будут и дальше возить в Киев в два кабинета банковскими броневичками, новый закон о легализации добычи янтаря теперь вносить никто не будет".

Версия вторая. Удешевление прохождения решений

Не секрет, что в коалиции нет 226 депутатов и поэтому для результативного голосования в Раде власти постоянно вынуждены прибегать к помощи депутатского "болота". Чаще всего, эта помощь оказывается отнюдь не бесплатно.

За счет возбуждения вала уголовных дел и угрозы снятия неприкосновенности, депутатам могут показывать, что им нужно умерить аппетиты и более гибко подходить к вопросам ценообразования, либо вообще уяснить себе, что "торг тут неуместен".

Вот как, например, трактует представление о снятии неприкосновенности с Олеся Довгого (группа "Воля народа") беглый нардеп Александр Онищенко: "Наверное, Довгий не справляется с тем, чтобы укомплектовать группу "Воля народа". Его дрессируют, принуждают. Предполагаю, он имел наглость намекнуть, что депутаты стоят денег. Обычно напоминают про старые дела, если намекаешь, что нужны деньги. А они же, депутаты, просто так не могут зайти, им нужен гонорар. Вот Довгий обратился за помощью. Ему ответили представлением на снятие неприкосновенности. Это исключительно мое предположение, основанное на опыте".

Версия третья. Принуждение к голосованию

В депутатской среде популярна версия, что вал представлений на снятие неприкосновенности - попытка Банковой заставить депутатов проголосовать за ряд непопулярных законопроектов, начиная от медицинской и пенсионной реформ и заканчивая особым статусом для Донбасса, что, якобы, Запад намерен в жесткой форме потребовать от Украины.

"Если работать по регламенту, это значит, что рассматривать их (проекты о пенсионной и медицинской реформах – Прим.Ред.) можно будет только осенью. Если попытаются нарушать регламент, голосов может не хватить", - спрогнозировал депутат Игорь Попов (РП) на своей странице в Фейсбуке.

Кроме того, по его прогнозу, во вторник, 11 июля, парламент предпримет очередную попытку одобрить новый закон о Конституционном суде (КСУ). На прошлой пленарной неделе не хватило голосов принять его в первом чтении: документ, который входит в пакет конституционных изменений в части правосудия, только вернули в профильный комитет на доработку. Ради этого законопроекта будет объявлена в Раде мобилизация депутатов, считает Попов.

"Более зависимый КСУ должен в числе других принять решение, что очередные выборы президента нужно проводить не в марте 2019 года, а в марте 2020 - уже после парламентских выборов", - пишет депутат. 

В общем, есть по поводу чего надавить на депутатов.

Версия четвертая. Зачистка оппозиции

В "Оппозиционном блоке" (ОБ) считают, что ходатайства о Дейдее, Довгом, Лозовом, Полякове и Розенблате служат прикрытием для атаки на их политическую силу. По мнению оппозиционеров, реальная цель властей - ОБ, а прочие представления нужны, чтоб создать впечатление, что бьют по всем, а не только по оппозиции.

"Вся эта многосерийная комедия с лишением неприкосновенности депутатов от власти нужна была для того, чтобы потом показательно лишить неприкосновенности Евгения Бакулина, Михаила Добкина и Александра Вилкула", - написал на своей странице народный депутат Сергей Ларин (ОБ).

Напомним: представление относительно депутата от "Оппозиционного блока" Михаила Добкина было внесено в Раду 29 июня. А 6 июля Луценко проанонсировал внесение ходатайств в отношении Бакулина и Вилкула. Дела против последнего были резко активизированы после событий 9 мая в Днепре.

Версия пятая. Подготовка к роспуску парламента

Согласно этой версии, Порошенко не просто дрессирует Раду, пугая отменой иммунитета депутатов, а хочет ее распустить используя снятие неприкосновенности как свою главную пиар-фишку.

Один из политтехнологов, близкий к Банковой говорит, что такой сценарий обсуждается как один из возможных. 

"Поводом для роспуска парламента может станет тема со снятием неприкосновенности. Провалы всех или большинства этих представлений плюс недостаток голосов за проект изменений в Конституцию, касающийся отмены института депутатской неприкосновенности, который внесут осенью, позволят Порошенко сказать, что эта Рада предала идеи Майдана, поэтому ее надо распускать. И отталкиваясь от этой темы, он пойдет на досрочные выборы",  - предполагает собеседник, пожелавший сохранить свою анонимность.

О том, что на Банковой рассматривают такой сценарий, подозревают и некоторые депутаты. "Возможно, представления на предоставление согласия на привлечение к уголовной ответственности народных депутатов были внесены не с целью реального доведения до логического конца этих дел, а с целью дискредитации парламента и создание поводов для его досрочного роспуска президентом, - пишет на своей странице в Фейсбуке народный депутат Татьяна Острикова ("Самопомощь"). - Если Рада неприкосновенность не снимет, то возненавидят всех депутатов за "круговую поруку" независимо от принадлежности к партиям, фракций и несмотря на то, кто и как голосовал".

"В то же время, если нашу страну будут дальше толкать к голосованию за "особый статус Донбасса" или к выборам на оккупированных территориях, а правящее большинство не сможет собрать за эти "чудеса" голоса, то у президента будет хороший повод распустить парламент и красиво выйти из сложной международной ситуации. Формально - за народное недовольство из-за неснятия неприкосновенности", - предполагает Острикова.

Тут, однако, стоит вспомнить, что одновременно со слушаниями в регламентном комитете и в соцсетях развернулась кампания в поддержку отмены депутатского неприкосновенности.

Ее двигателем является народный депутат Мустафа Найем (БПП). "Депутат, как политик, имеет право на защиту своей деятельности только при исполнении служебных полномочий, перечень которых четко указан в законе. В существующем виде неприкосновенность не только защищает депутата при исполнении им своих обязанностей, но и освобождает его от ответственности за любое совершенное преступление. Новое поколение должно положить этому конец", - написал он на своей странице в Фейсбуке, призвав к объединению усилий сторонников этой идеи.

Мнения по этому поводу в парламенте разделились. Например, член фракции "Батькивщины" Игорь Луценко считает, что отмена депутатского иммунитета даст возможность преследовать парламентариев, занимающих оппозиционную, по отношению к власти, позицию.

"Инициатива Найема выглядит как пиар и в то же время созвучна настроениям власти", - говорит политолог Руслан Бортник.

Планы Порошенко насчет депутатской неприкосновенности не секрет. В своей речи в честь дня Конституции президент назвал ее "анахронизмом", который должен остаться в прошлом.

"Соответствующий мой законопроект изменений в Конституцию готов. Требует он политической воли народных депутатов – раз и навсегда уравнять себя в правах с гражданами Украины", - отметил глава государства.

Таким образом, шумный процесс в Раде с представлениями на депутатов готовит почву для будущего голосования по изменениям в Основной закон. Мол, кто не хочет за них голосовать, тот политикан, скрытый коррупционер и вообще враг народа.

А вероятный провал голосования может стать поводом для Порошенко поставить вопрос о роспуске Рады (формально ее распустить можно уже давно - из-за отсутствия коалиции в составе 226 человек).

В этой связи обращает на себя внимание мощная пиар-кампания, которую развернул Луценко на теме снятия неприкосновенности. Отметим, что именно нынешний генпрокурор рассматривается как один из вероятных лидеров списка президентской партии в случае досрочных выборов в парламент.

Генпрокурор Юрий Луценко выстраивает свою пиар-кампанию на теме отмены депутатской неприкосновенности, фото: facebook.com/strumkovskij

В тоже время один из влиятельных нардепов, связанный с крупным бизнесом, считает досрочные выборы Рады по инициативе властей маловероятными.

"Не думаю, что этот сценарий будет выбран, - говорит депутат. - Сейчас у Порошенко все под контролем: его премьер, хоть тот и иногда и брыкается, его парламент, благодаря союзу с "Народным фронтом". А после перевыборов или еще даже перед ними вся конструкция власти посыплется. Даже если АП сумеет максимум выжать из предвыборной кампании на теме отмены депутатской неприкосновенности, то возьмет ну до 20-22% максимум. А это в два раза меньше, чем на двоих взяли НФ и БПП в 2014 году. Для Порошенко ситуация в результате выборов сильно ухудшиться при любом раскладе. Порошенко может согласиться на досрочные выборы только под очень сильным давлением - извне или изнутри страны".

Народный депутат Сергей Лещенко (БПП) считает версию роспуска по итогам процесса о снятии неприкосновенности "конспирологической". 

Он полагает, что не Банковая пытается разыграть карту представлений на депутатов, а лично генпрокурор. "Хотя многое о намерениях Банковой скажет голосование за Довгого, соратника Кононенко и Березенко (влиятельные нардепы от БПП — Прим.Ред.)", - считает Лещенко.

Подпишитесь на телеграм-канал Политика Страны, чтобы получать ясную, понятную и быструю аналитику по политическим событиям в Украине.