Спецназ силой оттеснил участников
Спецназ силой оттеснил участников "Бляхомайдана" от Рады

Что послал президент парламенту

Послание президента вчера сделало практически весь день политического бомонда – настолько, что после выступления парламент не смог принять ни одного закона. Собственно, это, видимо, и был ответ нардепов на главный призыв Порошенко – объединяться.

Действительно, президент призывал объединяться, но его речь была далеко не объединительной. Порошенко обозначил четкую позицию по политическим процессам: досрочные выборы не уместны, новой политреформы с урезанием полномочий президента не будет. Наконец, он прошелся по своим оппонентам, причем больше всего досталось именно соратникам по Майдану – радикалам (не тем, что у Ляшко, а тем, которые на улицах) и "Батькивщине".

Первых президент предупредил, что не потерпит нарушения монополии государства на право применения силы, а партию Тимошенко (не называя, но давая понять, что речь идет о ней) – в занятии популистской ниши, которая, по его мнению, раньше принадлежала КПУ. Впрочем, последнее обвинение в полной мере подходило и к радикалам Ляшко, но вряд ли Порошенко имел в виду его.

Чего в послании не было, так это ясности по ключевому вопросу – о мире. Правда, президент дал понять, что воевать с Россией не собирается ни в Крыму, ни на Донбассе. Но при этом ни слова не сказал, как же выходить из ситуации, когда воевать нельзя, а мира нет. Единственный пока вариант – Минские соглашения – Порошенко не отрицал, но всю вину за их невыполнение свалил на Кремль.

Так что прогресса в этом вопросе нет, и вряд ли он будет, пока Волкер с Сурковым о чем-то не договорятся.

Венгрия и Румыния против закона об образовании

Первая реакция на принятый во вторник закон об образовании – против него выступили венгры и румыны. Причем не только на уровне организаций диаспор, которые обратились к Порошенко с призывом не подписывать образовательную реформу, но и на уровне властей соседних стран.

От Румынии с заявлением выступил МИД, который выразил обеспокоенность и пообещал, что вопрос о законе поднимет госсекретарь Микула, который прибудет в Киев на следующей неделе – причем специально по вопросу румынской диаспоры.

А от Венгрии последовало целое заявление, в котором украинскую власть обвинили в "беспрецедентном нарушении" прав нацменьшинств и украинско-венгерского договора о дружбе.

Понятно, что Венгрию и Румынию обеспокоила не вся реформа образования, а только та ее часть, которая запрещает с 2018 года обучение на языках нацменьшинств в средней школе, а с 2020 года – и в начальной школе.

И тут украинская власть оказывается в сложном положении. Закон об образовании направлен, прежде всего, против русского языка, однако напрямую записать это нельзя – поэтому депутаты максимально сузили понятие нацменьшинств, чтобы под него подпадало как можно меньше других национальностей.

Так, из нацменьшинств вывели так называемые "коренные народы" – понятие, которого нет ни в одном законе. Нынешняя власть трактует его так, что "коренные народы" – это те народы, у которых нет "материнского" государства, хотя классическая трактовка "коренных народов" – это народ, который жил на определенной территории до заселения других народов. Но по классической трактовке в Харьковской области два коренных народа – украинцы и русские, которые одновременно заселяли ее в XVI-XVII веках, после присоединения территории к России. А в Одесской - украинцы, русские, болгары, евреи, румыны.

Поэтому классическая трактовка авторам закона не подошла.

А при неклассической получается, что под запрет вместе с русским попадают венгерский, румынский, болгарский, греческий. Однако у власти нет понимания, что делать в этой ситуации. От украинизации отказаться она не хочет (наоборот, планирует еще ее усиливать), а записать в закон запрет исключительно русского языка – это уже пахнет дискриминацией.

Поэтому, скорее всего, Порошенко или Климкин что-то наобещают венграм с румынами, но ничего делать не станут. 

"Бляхомайдан" вызвал репрессии

Домитинговались. Так одним словом можно охарактеризовать результаты акций протеста владельцев нерастаможенных авто у стен Верховной Рады. Причем позавчерашний митинг "Бляхомайдану" еще простили, но вот акцию во время выступления президента в Раде – уже не могли.

Поэтому вчера, после зачистки митинга, во фракции президента заявили, что не только не будут снижать таможенные пошлины на импортные авто, но и в течение трех месяцев примут закон, запрещающий въезд "незаконных" автомобилей из-за рубежа. Больше того, временный запрет будет введен чуть ли не сегодня.

Понятно, что замедленная реакция власти произошла потому, что позавчера вечером на Банковой изучали реакцию фейсбучной общественности на требования "Бляхомайдана". Реакция была преимущественно негативной, поэтому вместо принятия условий решили перейти к зачистке и угрозам.

Власть спасает "Волю народа"

Пока президент призывал объединяться, его подопечные, не слишком веря в силу призывов, принялись укреплять парламентское большинство по-своему.

Еще недавно считалось, что группа "Воля народа", потерявшая двух депутатов, вот-вот исчезнет из-за недокомплекта, – однако с началом нового политсезона власть приняла меры для восстановления списочного состава "волевых народников".

Пока, правда, нашли только одного – внефракционного депутата Микитася. Микитась – известный киевский застройщик, являющийся классическим примером нардепа, который в Раду пришел явно не делать политику. Застройщик – категория бизнесменов, которым всегда нужно дружить с властью, поэтому до сих пор Микитась дружил в розницу – так удобнее, потому что за каждое голосование можно о чем-то договориться отдельно. Однако теперь его заставили дружить оптом, причем не исключено, что не пряниками, а угрозой кнута. Остается узнать, кто будет второй несчастный, которому поручат выполнять "волю народа".

Одновременно продолжается усмирение менее покорного "Видродження". Хомутынника там вынудили уйти с должности главы группы, но и заменивший его Бондарь – не лучший вариант для Банковой, так как слишком близок к Коломойскому. Не исключено, что теперь в срочном порядке и у Бондаря найдут какие-то недочеты в электронной декларации – ведь при желании их можно найти у всех.

Молдавская война из-за украинских учений

Политический скандал назревает в соседней Молдавии. И косвенно к нему имеет отношение Киев, пригласивший на планируемые на Западной Украине учения военных из этой страны. "Проевропейское" (и, соответственно, антироссийское) правительство Кишинева дало согласие на участие в этих учениях.

Но "пророссийский" президент Додон издал приказ о запрете в них участвовать.

Если бы подобное происходило в Украине, то на этом бы все и закончилось: у нас министр обороны подчиняется президенту, и его слово для военных – закон. А в Молдавии президент имеет примерно такие же права, которые Яценюк и Аваков предлагают оставить Порошенко после конституционной реформы. Поэтому тамошние военные не послушались главу государства и уехали на Галичину.

Однако Додон решил показать, что власть у него все-таки есть, и пообещал наказать полсотни ослушников – вплоть до снижения воиских званий. Которые как главнокомандующий он все-таки может присваивать.

Попавшим в переплет военным, конечно, можно только посочувствовать, поскольку понятно, что дело не в них и даже не в учениях, а в противостоянии двух политических лагерей, имеющих по одному центру власти.

Такое будет продолжаться, как минимум, до конца следующего года, когда в Молдавии пройдут парламентские выборы, на которых социалисты Додона имеют шанс на победу.

А пока и президент Додон, и премьер Филип должны доказывать, что являются более сильными руководителями, чем конкурент. Ведь это – один из ключевых факторов на выборах.

Подпишитесь на телеграм-канал Политика Страны, чтобы получать ясную, понятную и быструю аналитику по политическим событиям в Украине.