Завтра в Москве состоятся прощание и похороны посла РФ Андрея Карлова, застреленного в Анкаре во время открытия фотовыставки "Россия глазами турок" 22-летним Мевлютом Мерт Алтинтасом. 

Ответственность за убийство уже взяла на себя коалиция "Джейш аль-Фатх" (Армия завоевания), действующая в Сирии и связанная с Аль-Каидой. Они обнародовали в интернете письмо на арабском языке, где сказано, что "один из героев "Джейш аль-Фатх" Мерт Алтинтас казнил посла "для победы сирийского народа".  

Президент России Владимир Путин уже присвоил Андрею Карлову звание героя России посмертно.

Сараево или не Сараево? 

Это убийство многие сравнили с историческим выстрелом в Сараево, когда сербский радикал Гаврила Принцип убил австрийского эрц-герцога Фердинанда. С этого выстрела началась Первая мировая война.

Подобные аналогии пришли в голову людям по разные стороны океана. 

- Напоминает повторение Мировой войны. Однажды она уже началась таким путем, - пишет американка Rachel Bjorkland. - Давайте надеяться, что ошибка не повториться. 

- Гаврила Принцип? - постили фотографии стрелявшего украинские пользователи фэйсбук. 

Впрочем, шведский дипломат Карл Бильдт заверил всех, что "шесть месяцев назад убийство политического деятеля в Анкаре могло стать новым Сараево. Сейчас - едва ли". 

Видимо, потому что нынче отношения некогда исторических врагов как раз укрепляются и новый виток противостояния никому не на руку. 

Об этом уже заявили и лидеры двух государств: Владимир Путин назвал убийство посла "провокацией с целью разрушить отношения России и Турции", а Эрдоган сказал, что это была атака против народа и государства Турции. И подчеркнул, что выстрел прозвучал на фоне успехов в Сирии.

Кому эти успехи мешали и какие будут последствия этого резонансного преступления, разбиралась "Страна".

"Чего-то подобного следовало ожидать"

- Я слышал версию о том, что посол России в Анкаре год воздерживался от участия в публичных акциях. И вот в его первый выход в свет, - его застрелили. В таком случае это может означать наличие заказчика, - сказал "Стране" эксперт по Ближнему Востоку Таймур Двидар. - Но я все-таки склоняюсь к тому, что это были действия фанатика. Тем более, что в турецких СМИ давно нагнетается антироссийская истерия". 

Зачем? Тем более, что все турецкие СМИ "под колпаком", и едва ли могут заниматься какой-то самодеятельностью?

- Россия и Турция давние враги, и Эрдоган, действительно, действует вразрез и с общественным мнением, и с собственной риторикой. Вы же слышите его постоянные заявления о том, что он будет свергать Асада. Однако победы в Сирии стали возможны только потому, что Россия и Турция начали действовать в унисон, - объясняет эксперт по Ближнему Востоку Игорь Димитриев.

Почему Эрдоган говорит одно, а делает другое? 

- Тут надо понимать, что происходит внутри самой страны, - говорит Димитриев. - В Турции есть три основные силы: кемалисты (это националистическая прозападная группа), гюленисты (которые проповедуют современный либеральный политический ислам), и третье направление - более радикальный исламизм, который представляет и сам Эрдоган, и который предполагает расширение влияния Турции до границ Османской империи. В рамках этого дискурса Эрдоган долго подминал под себя экстремистские течения. И собственно, на волне этих группировок он и поднялся. Теперь же ситуация такова, что они его всегда подталкивали к более радикальным шагам. В том числе, к конфронтации с Россией и разжиганию гражданской войны в Сирии. А примирение с Россией воспринимают, как предательство. 

И в этом ключе расстрел российского посла в Анкаре - это "черная метка" Эрдогану.  

Пользователи соцсетей сходу подметили, что биография молодого стрелка вызывает много вопросов. 

"Этот полицейский был фанатом Эрдогана, он учился в религиозной школе. Эрдоган же сказал, что нам нужна религиозная молодежь. Вот он и получил свою религиозную молодежь. Чем более религиозной становится наша страна, тем больше проливается крови, и больше становится хаоса", - пишет у себя в Facebook турок Хакан Атилла. 

Тем временем, Игорь Димитриев, написал у себя в Facebook, что после недавних заявлений Эрдогана чего-то подобного следовало ожидать. 

"Турецкий президент неожиданно дернул стоп-кран локомотива и попытался развернуть всю эту машину в обратную сторону. Еще недавно турки интегрировались в Евросоюз, были второй армией НАТО, а теперь идут в ШОС и заключают военный союз с РФ.

Турция - организационное ядро Ближнего Востока, осуществляла силовое прикрытие антиасадовской коалиции. Совместно с Катаром собиралась проводить газопровод по Сирии, оказывала поддержку странным друзьям Клинтон - саудитским религиозным сетям, активно вмешивалась в сирийскую гражданскую войну. Участие Турции в конфликте ставило небольшую российскую группировку в безвыходное положение.

Но интересы коалиции все больше входили в противоречие с собственно турецкими национальными интересами. Экономическая война с Россией и угроза полноценного конфликта с ней, обострение курдского вопроса с подачи американцев, террористическая опасность в самой Турции. А с другой стороны партнеры могут в любой момент поднять восстание против Эрдогана, да и дважды уже поднимали силами кемалистов и гюленовцев - на Таксиме и недавно военный мятеж.

И Эрдоган переходит на другую сторону фронта. Я, знаете, даже серьезно стал относиться к его заявлениям о том, что самолет ВКС сбили заговорщики внутри штаба. Потому что успех РФ в Сирии стал возможен только благодаря сближению с Анкарой. И второй раз его пытаются отогнать от этого союза. Тогда самолет, сейчас посол. Благо желающих убить русского в Турции достаточно. Притом конкретно среди тех, которые поддерживают самого президента.

Представляете как тяжело прозападному исламисту Эрдогану игнорировать наступление России в Алеппо, который турки считаю своим городом, договариваться с шиитским Ираном, налаживать связи с Китаем. С одной стороны наступать на курдов, но с другой не мстить тысячелетним врагам - русским - за уничтоженных туркоманов. Будь он тюфяком типа Януковича, уже б разорвало между двух берез. А нет держится", - написал у себя в Facebook Димитриев.

 

Что творится в хозяйстве Эрдогана 

Собственно, что привело Эрдогана к такой ситуации? И почему с началом войны в Сирии возросла угроза гражданской войны внутри самой Турции?  

- Они сами у себя на границах разожгли костер: перебрасывали туда боевиков, обеспечивали логистику исламистских группировок - Аль-Нусра, ИГИЛ, обеспечивали им выход на рынок нефти транзитом через территорию Турции. И таким образом, разожгли у себя под боком огонь, который уже перекинулся на территорию Турции. Например, в ходе гражданской войны в Сирии проявились автономистские устремления курдов. Причем, сирийский Курдистан стал базой для сепаратистов всего турецкого Курдистана. И теперь Эрдоган находится на растяжке. С одной стороны, он сам поднял эти радикальные экстремистские группировки, а с другой стороны, они втягивают страну в возможный гражданский конфликт. И в целом, эта ситуация может раскачать страну. Тем более, что у Эрдогана до сих пор не решен вопрос с внутренней, очень лютой, оппозицией, - гюленовской и кемалистской, - рассказывает "Стране" Игорь Димитриев.  

Собственно, это и вынудило Эрдогана помириться с Россией и найти компромисс по Сирии. Что в свою очередь переломило ход войны в Сирии.   

- В противном случае российская группировка по факту находилась в окружении, и усиливать свое присутствие не могла. Расчет был на эту западню, что русские не решатся заходить в Сирию, потому что им для этого придется обходить Турцию, которая сама по себе жесткий соперник. Теперь этот вопрос решен. Но Эрдоган - хитрый политик. Он договорился с Россией каким образом? Русские дали возможность туркам добить своих боевиков - курдов и экстремистов исламистского толка. При этом, Турция, похоже, дала России гарантии, неофициально, что не будет отбивать Алеппо. Для исламистов внутри Турции это, конечно, предательство. Поскольку львиную долю Алеппо удерживали туркоманские и арабские протурецкие группировки, которые получали финансирование и подкрепление через Турцию. То есть, Эрдоган заявляет об одном, но в реальности не мешает русским добивать группировки в Сирии. При этом, в турецкой прессе действительно существует антироссийский крен. В свою очередь, Россия понимает, что туркам необходимо сохранить лицо, и делать какие-то необходимые заявления, но решать свои проблемы. 

Собственно, этим клубком противоречий и объясняются постоянные теракты в Турции. 

- Исламистские группировки таким образом огрызаются. Не говоря уже о том, что у них идет и своя война. Есть группировки исламистские, которые атакуют и курдов, и турецкое правительство за недостаточный радикализм. Кроме того, есть масса исламистских сетей, ориентированных на монархии залива - Катар, Саудовскую Аравию, которые не так сильны в Турции, но турки сами позволили им для поддержания сирийского конфликта зайти в свое политическое пространство. Да и курды, которые сейчас находятся под крышей США, хотели бы расшатать ситуацию в Турции. Это позволило бы им создать независимый Курдистан. Словом, Турция - островок стабильности на Ближнем Востоке - сама себе внесла вирус экстремизма, - говорит Димитриев.

Чего ждать? 

Не вынудит ли эта ситуация Эрдогана пойти на попятную и перейти к более жесткой политике с Россией? Эксперты полагают, что "уже не вынудила".

- Вы же слышали заявления первых лиц о том, что это провокация. И из-за этой провокации на второй виток конфликта никто не пойдет, - уверен Таймур Двидар.

- Эрдоган не тот человек, которого можно таким образом шантажировать. Он не пойдет на попятную. Скорее, наоборот - передушит всех, - полагает Игорь Димитриев.

Другое дело, что будет в Сирии после 17 января, когда Дональд Трамп официально станет президентом США?  

- Это интересный фактор. Если исходить из того, что Трамп - республиканец, и привлекает республиканские кадры, - то они традиционно много десятков лет работали через Саудовскую Аравию, в том числе контролировали рынок нефти. Это был такой их подрядчик на Ближнем Востоке. В последние годы этого подрядчика удалось перехватить демократам. Есть еще один проект демократов - это государство Катар: эдакое государство-корпорация, в "учредителях" которой не только местные арабы, но и деятели в Вашингтоне. Было множество фактов о том, что кампанию Клинтон финансировали монархии залива. Захотят республиканцы зарубить эти проекты или попытаются вернуть под свое крыло и восстановить партнерские отношения? Думаю, что второе, - говорит Игорь Димитриев. - Поскольку это потребители американского оружия, это важные точки для регулирования нефтяного рынка. Но тогда Москве придется иметь дело с совсем другими людьми. Их просто поставят перед фактом, что Эль Рияд и Катар - это теперь наши ребята. И Сирию мы будем делить так-то и так-то. 

Напротив, Таймур Двидар полагает, что в Сирии все обернется против радикальных исламистов.

- Сирийская оппозиция сильно ослаблена после поражения в Алеппо. Поэтому в ближайшие месяцы мы будем наблюдать вялотекущее затухание конфликта. Что же касается Трампа, то если обратить внимание на его высказывания во время предвыборной кампании, - то он намерен руководствоваться прагматизмом. Если перевести на русский язык, он будет выступать против любых проявлений исламистского терроризма в мире, и точно не будет поддерживать исламистские группировки и государства, которые их спонсируют.

Читайте Страну в Google News - нажмите Подписаться