Все более частым заработком для киевских пенсионеров становится подработка массовкой на пикетах. "Когда тебе под семьдесят, - говорят пенсионеры, - а в стране нестабильная ситуация с затягиванием поясов, нам ничего не остается, кроме как продавать собственное время". За час на акции в Киеве они зарабатывают от 30 до 150 гривен и заранее изучают биографию тех, за кого идут бойкотировать. "Страна" поговорила с профессиональными митингующими.

"На свой первый митинг я вышла в 55 лет"

Мы впервые встретились пару недель назад на митинге под Верховной Радой. Тогда пикетирующие разделились на два лагеря – скучающая молодежь и не менее скучающие люди возраста 50+. Вторые были в ярких светоотражающих жилетах. По имени политика, за которого они митинговали, журналисты прозвали их "бабушки Каплина".

Из их группы заметно выбивались две пожилые женщины. Одна – невысокая и полная, с седыми "барашками" на голове, вторая – чуть выше, с большими и чуточку выпученными глазами. Они пританцовывали под грохот установленных на сцене колонок, и заинтересованно смотрели в мою сторону.

"Добрый день! Расскажите, пожалуйста, за что вы тут митингуете?" – спрашиваю я у подружек-пенсионерок.

Они переглядываются, и без тени смущения отвечают: "А мы – профессиональные митингующие, слыхали о таких? Ходим на все митинги, чтобы хоть как-то выжить!"

Пенсионерку невысокого роста зовут Лариса, ее подруга повыше – Надежда Алексеевна. Говорить в толпе остальных "бабушек Каплина" женщины не соглашаются – намекают, что под сцену периодически подходят "проверяющие от заказчика", а они не очень любят журналистов.

"Приезжайте к нам на М. Дарница, или можем встретиться на выходных на Трухановом острове – там мы с друзьями подкармливаем бездомных собак и просто гуляем", - говорит мне Алексеевна, и протягивает, как в кино, пожелтевший кусочек бумаги с городским номером телефона.

Спустя неделю, мы с Ларисой и Надеждой Алексеевной встречаемся возле "Детского мира" на Дарнице. Сегодня у обеих пенсионерок выходной – митинги по Киеву не собираются.

"На свой первый митинг я вышла 5 лет назад, мне было 55 лет. Тогда внучка сагитировала пойти, мол, бабушка, что здесь такого? Просто постоим пару часов, поговорим, а нам за это еще и деньги заплатят", - рассказывает Лариса.

В первый год своей новой карьеры пенсионерка была сильно переборчива с акциями протеста – внимательно изучала, что за человек организатор и какую политсилу он представляет.

Теперь же, как говорит Лариса, в стране тяжелые времена, так что выбирать особо не приходиться: куда позовут промоутеры, туда и бежит.

"За час на митингах платят от 30 до 150 гривен. Но последняя сумма – это вообще что-то заоблачное. Чаще всего 4-5 часов акции можно заработать около 300 гривен. Если пикеты проходят, хотя бы, раз-два в неделю, то это, сами понимаете, существенная прибавка к моей мизерной пенсии (пенсия Надежды составляет порядка 1,3 тыс. грн. – Авт.)", - комментирует пенсионерка.

Чай и промоутеры

Алексеевна говорит, что в "митингующем бизнесе" уже почти 10 лет, и без "всяких интернетов" знает все о политиках и их соратниках.

"Я стала уже промоутером! У меня есть своя база контактов – это, в основном, мои друзья с микрорайона. Мне звонят разные ребята, просят в такое-то время подойти под Раду, Кабмин, КГГА, например. Я собираю компашку и мы едем", - делится Алексеевна.

По словам пенсионерки, больше всего на митингах зарабатывают те, кто держит флаги, соглашается повесить на себя жилетку с надписями или держит в руках транспарант. За каждый такой "инвентарь" пенсионерам разово доплачивают по 50-100 грн.

"Люди старшего возраста гораздо надежнее молодежи: мы не пойдем пиво пить среди митинга, редко, когда перепутаем, кого из сторон конфликта пришли поддержать. Плюс пенсионеры – это социальный слой населения, который можно отправить на акцию и против повышения коммунальных услуг, и против повышения цен на лекарства. Не чужды нам и цены на газ, бензин, продуктовую корзину.  С такими властями мы бы и без денег выходили на митинги, а тут еще и доплачивают – красота", - радуется пенсионерка.

Слава-агитатор

Митингующие пенсионерки знакомят меня с одним из своих связных. Это человек, который отвечает за связь между всеми промоутерами и человеком от заказчика. Ларису и Надежду с ее друзьями-пенсионерами в последнее время на акции протеста выводит молодой человек по имени Вячеслав. Он совсем недавно окончил университет, независимо от возраста называет всех исключительно на "Вы", а пенсионеры зовут его Слава-агитатор.

Молодой человек на удивление разговорчивый: по его словам, бабушки-митингующие – сейчас настоящий тренд в протестном бизнесе.

Студентов на митинги Слава часто набирает с этой группы Вконтакте. А пенсионеры на акции ищут людей со своего круга

"Студенты, как правило, выходят на пикет только, если их совсем прижало с деньгами – стипендию задерживают, за общагу платить надо, а родители сами бедные, в селе живут. Другое дело – пенсионеры! Они всегда готовы встать в шесть утра, приехать на окраину города, сесть в автобус и отправиться на пикет ", - рассказывает Слава-агитатор. И тут же дает свой политический прогноз: "я вам так скажу: очень скоро в Киеве будет целая куча митингов. Они начнутся буквально весной, и мы на них неплохо заработаем".

Что значит "неплохо" Слава-агитатор не говорит, но вспоминает, что в прошлом году в месяц на митингах зарабатывал от 500 до 4 тыс. грн. Больше всего, по словам парня, агитаторам платят за сборы людей под стенами Верховной Рады и Министерства обороны.

Читайте Страну в Google News - нажмите Подписаться