История с законом о реформе Конституционного суда Украины (КСУ), как и предсказывала "Страна", продолжается.
Мы писали, что принятый с подачи Запада этот законодательный акт тем не менее оказался не в той редакции, на которую западные партнеры надеялись.
Закон изменил процедуру отбора судей КСУ, прописав участие в ней назначаемых по квоте западных структур международных экспертов - по аналогии с процедурами формирования Высшего совета правосудия (ВСП) и Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС), которые являются ключевыми органами управления судебной системой и состав которых отбирается под надзором международников, входящих в т.н. Совещательную группу экспертов (СГЭ).
Судя по всему, на Западе надеялись таким образом обновить по своему усмотрению состав КСУ, что с учетом влияния на ВСП и ВККС означало бы контроль над всей судебной ветвью власти в Украине.
Однако в итоге это норма была выписана иначе, чем настоятельно советовали западные дипломаты: международники не получили решающего голоса в отборе кандидатов в судьи КСУ. Решение должно приниматься простым большинством. Из шести членов СГЭ должно быть три эксперта от западных партнеров и по одному представителю от президента, парламента, съезда судей Украины (в первый раз делегировать его может совет судей Украины).
Несмотря на протесты связанных с западными структурами активистов, президент Владимир Зеленский довольно быстро подписал закон, и он уже вступил в силу.
Вместе с тем спикер Верховной Рады Руслан Стефанчук, избранный от "Слуги народа", обратился в Европейскую комиссию за демократию через право (или Венецианскую комиссию, ВК) с просьбой оценить принятый закон о конкурсе в КСУ.
"Венецианка" оперативно представила свои выводы, согласно которым, рекомендуется включить в СГЭ седьмого члена из числа международных экспертов. Как сказано в рекомендациях ВК, увеличение состава СГЭ до семи позволит избежать "тупиковых ситуаций в принятии решений", то есть когда голоса распределяются три на три.
При этом Венецианская комиссия рекомендует, чтобы решения СГЭ были обязательными в конституционной процедуре, и кандидаты, группой не поддержанные, покидали конкурс. Согласно принятому закону, остается теоретическая возможность, что кандидаты, не одобренные СГЭ, будут назначены судьей КСУ.
Итак, Венецианская комиссия фактически предлагает изменить принятый закон. И это вполне ожидаемый вариант развития событий после принятия, о чем "Страна" писала.
Похоже, власть ждала чего-то подобного. Это выходит из разговора "Страны" с влиятельным в Верховной Раде собеседником, близком к руководству пропрезидентской фракции "Слуги народа". Он дал понять, что реакция Запада не стала неожиданностью для Офиса президента (ОП). Там готовы дорабатывать закон вместе с партнерами. Однако сейчас время новогодних праздников. И, когда Рада вернется к работе, возможно, уже будут предложены некие свои кандидатуры на вакансии в КСУ. А потом поменяют и закон в том виде, в котором просят западные структуры.
К слову, недавно в КСУ открылись три вакансии, так как трое судей, назначенных по квоте Верховной Рады, сложили свои полномочия и ушли в отставку.
Однако есть важный нюанс: в том самом законе о новых правилах отбора судей КСУ сказано, что новые конкурсы на судейскую должность проводятся в соответствии с недавно принятым законодательным актом.
"Субъекты назначения судей Конституционного суда (то есть президент, парламент и съезд судей Украины) неотложно, но не позже тридцати дней со дня вступления в силу Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования порядка отбора кандидатур на должность судьи Конституционного суда Украины на конкурсных основах", объявляют о проведении конкурсного отбора на все должности судей Конституционного суда, вакантные по состоянию на день вступления его в силу", - сказано в законе.
Иначе говоря, если конкурсы в судьи КСУ и будут проводиться, то с обязательным участием СГЭ, а значит, и международных экспертов - трех из шести.
Таково мнение члена парламентского комитета по вопросам правовой политики Сергея Власенко ("Батькивщина").
"Если они (власть - Ред.) объявляют конкурс, даже если они потом изменят закон, по ходу конкурса менять правила нельзя. Так, по крайней мере, говорит история права. То, что на практике можно творить что угодно, - уже другой вопрос. Когда президент Порошенко организовывал самый "честный" конкурс в Верховный суд, они два раза меняли условия по ходу проведения, чтобы протащить нужных им людей. Но общее правило: если ты начал процедуру, новопринятый закон этой процедуры не касается. По старой схеме (без участия международников - Ред.) пойти точно уже нельзя", - прокомментировал "Стране" Власенко.
С другой стороны, если конкурс на новых судей КСУ будет формально начат, он теоретически может быть затянут на любом этапе. Западные партнеры могут, например, долго тянуть с делегированием своих представителей в СГЭ, чтобы не дать Банковой провести своих людей в КСУ. С другой стороны, Офис президента, возможно, и не будет против, если конкурс "зависнет" по любой причине: КСУ и без новых кадров и так находится под его контролем, а потому со стороны Банковой не стоит ждать рвения изменить статус-кво.