18 мая вступил в силу новый закон о мобилизации. О том, что меняется для военнообязанных, "Страна" уже подробно писала.
Но в законе есть немало нововведений, которые напрямую повлияют и на работу бизнеса.
Первыми под удар попадают международные перевозчики, которые уже бьют во все колокола. Забронированных водителей у них не так много (у некоторых компаний вообще только 5%), а с 18 мая пограничники получили право проверять военно-учетные документы у тех, кто выезжает по системе "Шлях". И хотя на словах представители Госпогранслужбы обещали не придираться, в компаниях не исключают, что водителей станут массово заворачивать для обновления данных.
Дальнобойщики уже начали сегодня акцию протеста на трассе Одесса-Киев.
Но сложные времена наступают и для компаний, не связанных с перевозками. Фактически они должны обеспечивать явку своих работников в ТЦК, а за нарушения предусмотрены немалые штрафы.
При этом очень остро сейчас стоит вопрос бронирования сотрудников. Буквально в последний момент перед запуском нового мобилизационного закона, 14 мая, Кабмин внес правки в свое предыдущее постановление о бронировании. Но, как говорят работодатели, кардинально они проблему не решают.
Помимо работников, усиливается "мобилизация" корпоративного транспорта. Его и ранее нужно было ставить на учет в ТЦК, но теперь запретили вывозить без разрешения за пределы области, сдавать в аренду или отдавать в залог. Последнее фактически ставит крест на возможности пополнять автопарки за счет кредитных средств (при кредите транспорт оформляется в залог).
Разбирались, что меняется для бизнеса с 18 мая.
"Мероприятия" по доставке рабочих в ТЦК
В новом законе о мобилизации прописано, что предприятия должны вести военный учет работников и сверять данные о военнообязанных с ТЦК, плюс сообщать об изменениях в штатном расписании. Они также могут вручать сотрудникам повестки.
По сути, эти нормы действовали и ранее. Другое дело, что многие компании их игнорировали, в том числе принимали на работу новых людей без уточнения учетных данных в ТЦК.
Но сейчас бизнес ожидает закручивания гаек. Неформально предприятия уже предупредили о проверках на этот счет, рассказал нам руководитель одной из столичных компаний.
Причем в последнее время в СМИ широко расходится информация, что компании должны будут едва ли не насильно обеспечивать явку сотрудников в ТЦК.
Впрочем, в новом законе обязанности работодателей выписаны довольно размыто.
Получив распоряжение ТЦК, они должны будут, как и ранее, просто уведомить работника о вызове в военкомат, издав соответствующий приказ. Но есть и формулировка об "обеспечении прибытия в ТЦК", для чего работодатель должен будет провести "информационные и организационно-технические мероприятия", затраты на которые даже можно компенсировать из госбюджета. Но о каких именно "мероприятиях" идет речь — пока точно неизвестно.
Скорее всего, будут еще дополнительные разъяснения на этот счет.
Зато четко прописана норма, запрещающая работодателям принимать в штат работников без обновленных военно-учетных документов (напомним, по закону все военнообязанные должны обновить свои данные в ТЦК в течение 60 дней). За ее нарушение может быть административная ответственность для руководителя предприятия.
Если штрафы станут начислять за каждого "неправильного сотрудника", суммы могут быть миллионными.
Что изменится в бронировании сотрудников
Отдельный вопрос — о бронировании сотрудников и работе тех, кто под бронь не попал.
Накануне вступления в силу нового закона о мобилизации международные перевозчики подняли настоящий бунт.
Как говорит руководитель компании "Прайм" Дмитрий Леушкин, сейчас забронировано не так много водителей-международников (он называет цифру в 5%, но на самом деле у разных компаний доля отличается). Остальные могли выезжать за границу по системе "Шлях".
Но в последние месяцы участились случаи, когда водителей на блокпостах по дороге к границе снимали прямо с рейса и везли в военкомат "для уточнения данных", некоторым тут же вручали повестки. Из-за этого число желающих ехать в рейсы становилось все меньше. Зато выросло количество тех, кто выезжал за границу, оставлял фуру на парковке, сбрасывал директору геолокацию и сообщал, что уволился. То есть водители попросту сбегают за кордон.
С 18 мая, как ожидают перевозчики, ситуация может еще больше усложниться. Ведь пограничники теперь могут проверять военно-учетные документы при выезде за границу.
"Пограничная служба может потребовать внести данные в систему "Обериг" или обновить их, получив 19-значный штрих-код. Поэтому система "Шлях", хотя формально и продолжает работать, как и раньше, но на практике не гарантирует возможность выезда. Кроме того, до границы еще нужно доехать, а на любом блокпосту могут поинтересоваться, почему водитель не обновил данные", — говорит глава адвокатской компании "Кравец и партнеры" Ростислав Кравец.
Как все это будет работать на практике, пока не до конца понятно. Неформально Госпогранслужба обещала перевозчикам "не кошмарить" водителей. Но будут ли эти обещания выполняться — вопрос пока открытый.
Более того, даже транспортные компании, которые смогли оформить бронь на водителей, сталкиваются с тем, что уже забронированных шоферов после прохождения военно-врачебной комиссии пытаются мобилизовать. Об этом "Стране" рассказали руководители сразу нескольких транспортных компаний.
Буквально накануне вступления в силу нового закона о мобилизации, 14 мая, Кабмин своим постановлением № 555 внес изменения в порядок бронирования военнообязанных. В нем, в частности, вносятся изменения в пункт 7. Прописано, что работники топливно-энергетического комплекса (перечень должно утвердить Минэнерго) и предприятия, предоставляющие электронные услуги, услуги доступа к сетям и инфраструктуре (по согласованию с Минцифрой) подлежат бронированию вне зависимости от военного звания, возраста и военно-учетной специальности. И для них не будут применять ограничения по количеству забронированных.
Похожие нововведения появились и для подрядчиков, которые проводят строительство, ремонт, восстановление, производство или поставки оборудования, компаний, обеспечивающих работу энергетической и газотранспортной системы, коммунальщиков. Их можно будет бронировать вне зависимости от военного звания, возраста и военно-учетной специальности. И для них не будут применять ограничения по количеству забронированных. При этом пункта об отсутствии квот по бронированию для этих категорий нет. Но указано, что технические работники не засчитываются в общее количество забронированных компанией сотрудников, то есть идут вне квоты.
Предприятия, которые не попадают в список стратегических, жалуются, что забронировать людей сегодня очень сложно. И потому идут на различные ухищрения. В том числе и на коррупционные договоренности. На этом фоне постоянно возникают скандалы по поводу бронирования компаний, которые вроде как никакого отношения к обороной сфере не имеют: службы доставки, букмекерские конторы, рестораны и т.д.
"Сейчас есть несколько уровней. Первый - бронирование быстрое, когда бронируют по поданному списку и сразу подают на военкоматы. Это так называемая "бронь от власти", там нужна крутая крыша. Второй уровень - обычное бронирование, по правилам. Оно работает, но с перекосами. Не всегда работник успевает добежать до брони. Часто повестку дают сразу в военкомате или в тот промежуток времени, пока оформляется бронь. Третий уровень - по знакомству или через взятку чиновникам, от которых зависит решение, вносить в список бронирования или нет. По этому пути сейчас и идут многие предприятия", - рассказал нам руководитель одного из киевских предприятий.
Бизнес ожидает, что с 18 мая "бронировать по правилам" станет сложнее, так как сначала сотрудники должны будут обновить учетные данные в ТЦК.
"Реальный кейс: 10 водителей пошли обновить данные, из них только двое вернулось, остальных загребли, пять уже в учебке", — говорит глава общественного объединения "SAVEФОП" Сергей Доротич.
Глава концерна "Ярослав" Александр Барсук сетует, что из-за массовой мобилизации проблемы с кадрами просто огромные.
"Особенно не хватает узких специалистов — по текстильному производству, покраске, ткачей. Приходится переплачивать водителям, работникам склада, IT-специалистам. Мы уже стали неконкурентными по сравнению с иностранными компаниями из-за этого", — признался он.
О проблемах с сотрудниками говорят и другие предприниматели.
"Проблемы начались ещё с 2023 года, когда предприятия обязали сообщать в ТЦК данные о военнообязанных сотрудниках. Тогда многие захотели либо уволиться, либо работать без официального оформления. Но после 18 мая назревают проблемы намного большего масштаба. Напуганные штрафами и требованием везде носить военный билет сотрудники-мужчины хотят массово залечь на дно. Просто сидеть дома и по минимуму выходить на улицу. Поэтому предлагают перевести их на работу из дома. В противном случае будут увольняться. Но всех я на дом перевести точно не смогу", - говорит один из предпринимателей.
Владелец небольшого производства сказал "Стране", что ситуация с кадрами после 18 мая для него может стать критической.
"У меня специфика бизнеса такова, что из дома не поработаешь. У меня производственный цикл. Люди должны быть в цехах. И люди хотят увольняться", - говорит предприниматель.
Проблемы есть даже у тех предприятий, которые получили право на бронирование сотрудников.
"Были случаи, что человека, который приходил в ТЦК обновить данные и пройти ВВК, вместо брони отправляли на мобилизацию. Поэтому народ сильно боится и тоже собирается увольняться. Нужно как-то наводить порядок с бронированием, давать гарантии, что человека не мобилизуют. Иначе работа будет парализована", - говорит ещё один предприниматель.
Правда, в одной сфере бизнес ожидает роста оборота после вступления в силу нового закона - это услуги по доставке на дом.
"Мы уже фиксируем повышение спроса на различные услуги по доставки на дом. Многие мужчины решили лечь на дно и не выходить из дому. Поэтому все стараются получать через доставку на дом. Думаю, что тенденция в ближайшие месяцы только усилится", - сообщает представитель одной из компаний по доставке.
"Мобилизация" транспорта
Отдельно в новом законе о мобилизации прописана военно-транспортная обязанность для бизнеса.
Предприятия обязаны ставить на учет корпоративный транспорт. Легковой транспорт, сельскохозяйственную технику, дорожно-строительные машины и др. придется ставить на учет в ТЦК, и при этом ее нельзя будет вывозить за пределы области (в исключительных случаях придется за месяц до выезда предупредить ТЦК, а время отсутствия транспорта не должно превышать месячный срок) или за границу, продавать, передавать право собственности, сдавать в аренду, предоставлять в качестве залогового имущества (за исключением транспорта, который уже оформлен в залог по кредитным договорам до 17 мая 2024 года). Особенно проблематичной новая норма может оказаться для сельхозпредприятий, ведь у многих земли находятся в разных областях, а под потребности технику часто перегоняют.
В целом ужесточение "мобилизации транспорта" может поставить крест на расширении корпоративных транспортных парков за счет кредитных средств (а именно в кредит технику в основном и покупают).
"Думаю, банкиры этот вопрос "проспали", и пока снова не внесут изменения в закон, о кредитах под залог транспортных средств можно забыть. Как узнать, что транспорт, который предлагают в залог, не предназначен для доукомплектации ВСУ? Учитывая, что списки таких составляет местная администрация, а доводит их до собственников ТЦК, то другого выхода, кроме как требовать от первой или второй соответствующую справку, нет. Разве что поверить собственнику на слово. Не представляю, что собственники транспорта рискнут бежать за справками в ТЦК, а тот станет штамповать такие справки в масштабах страны", — говорит юрист Александр Ярецкий.