Пикет против сноса памятника Высоцкому в Одессе
Пикет против сноса памятника Высоцкому в Одессе

История с памятником поэту и певцу Владимиру Высоцкому в Одессе заставила опять разгореться страсти вокруг продолжающейся в городе т.н. "деколонизации" - массовому переименованию улиц и сносу памятников на основании их связи с Российской империей или СССР.

В городе по этому поводу проходят акции протеста, а также активные дискуссии в информпространстве.

Недовольные демонтажем памятника Высоцкому одесситы собрались на выходных на пикет на Приморском бульваре возле знаменитого бюста Александра Пушкина, демонтажа которого также активно добиваются ОВА и сторонники деколонизации.

Фактически возник раскол между областной и городской властью.

Как писала "Страна", в то время как Одесская ОВА активно продвигает "деколонизацию", мэр Геннадий Труханов выступает против массового переименования и отказывается сносить памятник Пушкину, аргументируя это тем, что бюст расположен в охранной зоне ЮНЕСКО. 

Эксперты говорят, что ситуация в Одессе показательная.

Запретительно-переименовательная политика раскалывает общество, сеет в нем взаимную вражду.

Тем не менее она продолжает продвигаться центральной властью, которая таким образом, видимо, пытается заработать свои политические очки на теме "тотальной дерусификации" и отвлечь общественное внимание от более опасных для нее тем вроде затягивания войны, сложной ситуации на фронте и коррупции.

С другой стороны, таким образом формируется база для тех партий и политиков, которые придерживаются иной идеологии.

Подробности - в статье "Страны".

По примеру Екатерины

Памятник Высоцкому по распоряжению областных властей снесли в ночь на 31 декабря. На утро Одесская киностудия сообщила, что, по ее настоянию, бронзовую скульптурную композицию передали ей на сохранение.

"Коллектив Одесской киностудии принял решение смонтировать памятник на территории киностудии, рядом с одним из павильонов. Сейчас продолжается процедура согласований и разрешений, а также поиск средств для проведения таких работ", - говорится в официальном сообщении киностудии в ответ на лавину вопросов о судьбе памятника.

Сама новость и этот комментарий оживили старые споры о кампании по переименованию и сносу памятников в Одессе.

Мы писали, что в августе прошлого года решением Одесской ОВА в городе и области новые имена получили несколько сотен улиц, в том числе названные в честь известных одесситов - писателей и артистов.

"Надо воспользоваться "историческим шансом оторваться от имперских нарративов и быть современным культурно независимым украинским городом, а не жить прошлым", - заявил глава ОВА Олег Кипер.

Переименовали, помимо прочего, улицы Бабеля (стала Дмитрия Иванова), Ильфа и Петрова (Семьи Глодан), бульвар Жванецкого (Военно-морских сил) и т.д. При том что указанные писатели и сатирик родились в Одессе.

Многие известные люди, поддержавшие Украину в войне, тогда выражали свое недоумение.

"За что убирают памятник одесситу и выдающемуся конструктору ракетных двигателей Валентину Глушко? Он же один из авторов самой знаменитой в истории космической программы, начавшейся первым спутником и полетом Гагарина. Чем провинился великий биолог и Нобелевский лауреат Илья Мечников, совершивший ряд открытий в Одесском университете? А известнейший художник-передвижник одессит Петр Нилус? А автор "Одесских рассказов", прославивший Одессу Исаак Бабель? А чем виноват нонконформистский поэт, певец и актер Высоцкий, сделавший "Место встречи изменить нельзя" самым любимым зрителями одесским фильмом? Ну и Пушкин. Если бы его памятник поставили в 1937 году в рамках сталинской кампании, как это сделали в Киеве, где поэт никогда не бывал, то я бы отлично понял решение о сносе. Но памятник в Одессе поставили в 1887-89 годах благодарные одесситы. За свои деньги", - написал в своем Instagram известный украинский продюсер Александр Роднянский.

"Это борьба не с агрессором, а с собственной культурой, - настаивал он в своем другом посте. - Уникальная одесская литература, одесское кино - это неотъемлемая часть многонациональной культуры Украины. Может не стоит раскалывать украинское общество? Не стоит сталкивать людей? Может имеет смысл прекратить языковые и культурные дискуссии и объединиться для борьбы с агрессором? Ретивые чиновники исчезнут. Они всегда бесследно исчезают. Остался в памяти только один - Швондер. А писатели, художники, актеры останутся. Они и не таких видали".

Масла в огонь дискуссии подлила и курьезная история: Одесская ОВА при переименовании улиц увековечила имена родственников чиновницы, которая отвечает за "деколонизацию" - заместителя главы департамента культуры Одесской ОВА Ярославы Резниковой.

Одна из улиц в Одессе - улица Герцена - будет переименована в честь матери Ярославы Резниковой - публициста и поэтессы Галины Могильницкой. А память о друге их семьи - украинском диссиденте Нине Строкатовой-Караванской (украинское написание фамилли Строката), соучредителе Украинской Хельсинской группы, была увековечена при переименовании улицы Бунина. Отец Резниковой, поэт Олекса Резников, дружил с Ниной Строкатовой. 

Одесский мэр Труханов публично выражал недовольство переименованиями и сносами, но законодательство оставляло здесь последнее слово за ОВА. Однако в ситуации с бюстом Пушкина, установленном в конце XIX века, городской голова сумел найти причину, по которой его сносить нельзя: нормы ЮНЕСКО, под охраной которой находится эта часть исторического центра Одессы.

Мэр Труханов и глава области Кипер за словом в карман не лезут

Мэр Труханов и глава области Кипер за словом в карман не лезут. Фото: Телеграм-канал Кипера

Недовольные переименованиями и сносом памятников открыто протестуют, хотя за это их обвиняют в пророссийскости и "подыгрывании Путину".

Вышли они на пикет и в знак протеста против сноса памятника Высоцкому. Акция состоялась 12 января. Ее инициатором стал известный одесский журналист и общественный активист Леонид Штекель, который уже не раз в таких случаях брал на себя организационные функции.

"Я не поклонник скульптора, который создал этот памятник. И тем более я не фанат тех людей, которые его установили. Но те варвары-погромщики, которые его снесли, вопреки элементарной исторический справедливости, не должны победить. Если мы закроем глаза на то, что убогие и ничтожные люди сносят памятник человеку, который разорвал свое сердце во имя Свободы и Правды, то нам всем грош цена", - написал Штекель на своей странице в Facebook.

Несколько слов о самом памятнике. Он был открыт в 2012 году в присутствии сына барда Никиты Высоцкого, тогдашних главы области Эдуарда Матвийчука и мэра Алексея Костусева, бизнесмена, депутата горсовета и лидера запрещенной сегодня партии "Родина" Игоря Маркова, знатока и журналиста, который родом из Одессы, Анатолия Вассермана (ныне депутата Государственной Думы), российского актера Михаила Пореченкова.

Среди сторонников сноса в ходу версия, что идею памятника предложил именно Вассерман, а деньги на него дал Марков.

Другие сторонники деколонизации даже призывали СБУ "заняться" Штекелем за его призывы протестовать против сноса. В СБУ его таки вызвали. Параллельно на своей странице в Facebook он продолжал объясняться.

"Я был политическим противником Маркова и спорил с ним по целому спектру вопросов. Кстати, все его нынешние хулители тогда старались обойти его стороной - я был один из немногих, кто решился с ним публично спорить. Высоцкий стал символом Одессы в годы "застоя". Именно благодаря ему Одесса была не просто провинциальным городом, а городом со своим "Я". Разумеется не только он. И я двумя руками за то, чтобы поставить памятники и другим людям, сохранившими уникальность Одессы во время всеобщей "серости". Но уж никак не сносить один из немногих памятников, посвященных Одессе эпохи "застоя". Хотите лучше - я только за", - говорит Штекель. 

Для местных "деколонизаторов" он сейчас, возможно, главный объект нападок, так как журналист не унимается и призывает выходить на новые протесты.

Отметим, что активное противостояние в Одессе вокруг "деколонизации" уже привлекло к проблеме и международное внимание.

"Украинские политики изо всех сил пытаются украинизировать Одессу и заставить ее вписаться в свой закон о деколонизации", - пишет британский журнал The Economist в статье "Отменить культуру в Украине", упоминая, в частности, о попытках снести памятник Александру Пушкину в Одессе.

"Это город, в котором он начал писать свой шедевр "Евгений Онегин". Его памятник, как и памятник герцогу Ришелье, был оплачен жителями Одессы", – говорится в статье.

The Economist отмечает, что в начале 2023 года, используя чрезвычайную процедуру, ЮНЕСКО признала исторический центр Одессы местом уникальной ценности, "полифоническим городом", построенным итальянскими архитекторами, управляемым французскими и испанскими подданными Российской империи, в котором проживают представители около 130 национальностей.

"Сегодня, хотя город регулярно подвергается ударам российских беспилотников и ракет, идентичность Одессы, ее полифония и свобода находятся под более тонкой угрозой. Она исходит от собственных чиновников Украины и от небольшой, но агрессивной и шумной группы активистов, которые ухватились за нечетко сформулированный закон о деколонизации Украины, который предписывает "ликвидацию символов российской имперской политики для защиты культурного и информационного пространства Украины". Памятник Пушкину находится в поле их зрения", – пишет издание.

"Сегодня украинские политики изо всех сил пытаются украинизировать Одессу (которую они пишут с одной "с") и заставить ее вписаться в свой закон о деколонизации. Глава региональной военной администрации Олег Кипер не слишком заботится о таких сложностях. Бывший прокурор, служивший при Викторе Януковиче как неизбранный бюрократ, он заинтересован в выполнении приказов, а не в том, что думают одесситы. Поэтому в июле 2024 года он приказал полностью убрать городские статуи и переименовать улицы, что вызвало культурную войну, которая разрывает город на части", – также говорится в статье.

Кроме того, The Economist пишет о попытках запретить русский язык в общественных местах.

"Русский язык должен быть отменен в общественных местах. Все, что связано с Россией, с нашим главным врагом, должно быть нивелировано. Без переговоров и компромиссов", – заявляет одна из активисток Мусиенко.

Но, как отмечает одесская писательница Майя Димерли, русский язык – это не только язык агрессора, это также язык жертвы - жителей Одессы. И жертву теперь стыдят за действия агрессора.

"Результатом этой дерусификации стали страх и поляризация. То, что было маргинальным, становится мейнстримом. На бульваре люди отводят взгляд, когда их спрашивают о памятниках. "Страх говорить сменяется страхом думать", – говорит одесситка Анастасия Пилявская, антрополог Королевского колледжа Лондона. Уголовные дела против "коллаборационистов" ясно показывают, что угроза быть заклейменным как сторонник России реальна", – пишет издание.

Статья вышла в рождественском выпуске Economist. И нашла отражение и на обложке журнала, где бюст Пушкина помещен в аквариум.

Мэр остался в выигрыше

У споров вокруг переименований есть и политическая составляющая. Как не раз писала "Страна", ситуация отражает в том числе серьезную подковерную борьбу между, пожалуй, сейчас главными группами влияния в городе - мэра Труханова и главы ОВА Кипера.

Кипер настойчиво проводит деколонизацию, призывая всех, кому она не нравится, ехать "в Уфу и Красноярск". Труханов же выступает против "обнуления" Одессы, хотя улицы все равно получают новые названия, а нежелательные памятники убираются с улиц.

При этом сторонники "деколонизации" обвиняют мэра в том, что он негласно поощряет протесты.

"Процесс противодействия деколонизации также организовывает, поддерживает, "промотирует" и ресурсно поддерживает одесская власть", - написала на своей странице в Facebook бывшая советница главы Одесской области Михаила Саакашвили, одесский блогер Зоя Казанжи, поддерживающая переименования.

Судя по косвенным признакам, напряженность между местными начальниками не спадает. В одном из своих недавних интервью Кипер заявил, что с мэром Трухановым они могут "на высоких тонах поговорить", если "по-другому процесс не идет".

"Даже если с матом мы, то мы находим консенсус", - объяснял особенности коммуникации глава области.

На это отреагировал близкий к Труханову председатель Одесского райсовета, избранный по списку партии мэра "Доверяй делам", экс-нардеп Виталий Барвиненко.

"Я думаю, что знаю Геннадия Леонидовича достаточно хорошо. И он общается матами только, если человек абсолютно ничего не понимает очень долго. Поэтому я думаю, что, возможно, не стоило Олегу Александровичу раскрывать этот маленький секрет о том, как они общаются с одесским городским головой", - заявил на своем Youtube-канале Барвиненко, раскритиковав и решение в отношении увековечивания памяти Высоцкого.

Собеседник в одесских политических кругах прогнозирует, что деколонизация в исполнении областных властей приводят только к росту рейтинга Труханова.

"Он эту ситуацию будет умело использовать. Более того, сейчас пошел в атаку на Кипера", - говорит источник.

Партиям есть, где расти

Если смотреть на ситуацию шире, то пример Одессы показывает, что, несмотря на войну и сопутствующее ей усиление контроля над обществом, несогласие с идеологической политикой центральной власти начало выходить наружу. Звучат призывы остановить войну с памятниками и русской культурой.

"Уничтожение культуры - это пособие диктаторскому режиму. Вспомните, сколько гениев было репрессировано за сталинское время. Раб уничтожает то, что не может понять, человек творческий - свободно интегрирует. Он собирает лучшее, что есть у других, дорабатывает и филигранно вплетает в свою культуру. Мы боремся с Россией, но современная Россия - это не Пушкин, Лермонтов или Высоцкий. Современная Россия - это Басков, Моргенштерн и ЧБД (популярное телешоу "Что было дальше" - Ред.)" - заявил в своем видеообращении одессит и экс-ведущий "Орла и Решки" Николай Серга, после начала вторжения пошедший служить в ВСУ.

Он считает, что активные "деколонизаторы" могли бы найти другое применение своему усердию.

"Тот, кто не может справиться с большим реальным врагом, начинает придумывать меньших врагов и бороться с ними. Потому что с реальным врагом воевать страшно, а хочется быть при деле, чтобы потом не спросили о бездеятельности. Давайте будем реальными героями, которые побеждают драконов, а не дон кихотами, которые воюют с ветряными мельницами", - призывает Серга.

Хотя дело, быть может, не только в идеологии.

"Когда нет в жизни страны реальных перемен к лучшему, надо имитировать перемены, например, убиранием памятников и сменой табличек с названиями улиц. Проблема для центральной власти в том, что эта активность будет ассоциироваться с худшим - войной, нестабильной экономикой, непонятными перспективами страны и в стране. И этот ассоциативный ряд будут приписывать власти и соответственно оценивать", - комментирует политолог Андрей Золотарев "Стране".

"Власть хочет выглядеть патриотической и не подвергаться нападкам со стороны пассионарной части общества хотя бы за это. А большинство людей уже объелись этой гуманитарной политики и махнули на все рукой. Возможно, на выборах они все вспомнят, но кампании пока нет", - говорит политолог Руслан Бортник.

Вместе с тем, как он считает, идеологическая политика создает "электоральную нишу" для "антинационалистической оппозиции".

"Она будет опираться на тех несогласных, которые, возможно, публично не выражают свои взгляды, но выразят их путем голосования на выборах. Эти голоса дают надежду потенциальным "бело-голубым" партиям и допуская их реинкарнацию", - полагает Бортник.

Одесса, судя по всему, может стать для этого движения идеологической и электоральной базой - как и Харьков, говорит эксперт.

"Однако в отличие от предыдущих выборов этим партиям нужна будет внешняя легитимизация и даже поддержка. Если они не найдут ее хотя бы у части кругов Европы и США, эти политические силы, скорее всего, не будут допущены в легальное политическое поле", - считает Бортник.

Подпишитесь на телеграм-канал Политика Страны, чтобы получать ясную, понятную и быструю аналитику по политическим событиям в Украине.