"Доля Кадырова" и похищение людей. Почему полиция объявила охоту на одесского авторитета Халида Мусаева
Оперативники Национальной полиции Украины совместно с Офисом генпрокурора Украины провели на прошлой неделе несколько десятков обысков в Одессе и объявили подозрения нескольким одесситам по ст. 146 (незаконное лишение свободы), ч.2 ст.28 (совершение преступления группой), ст.358 (подделка документов) – об этом сообщила пресс-служба полиции.
НПУ заявила о проведении совместной операции с Европолом и правоохранителями Молдовы – обыски проводились в том числе и в этой стране.
Заявляется, что злоумышленники имели коррупционные связи в органах власти, правоохранительных органах и криминальных кругах соседней страны.
Лидеру, соорганизатору и двум активным участникам объявлены подозрения, в том числе в вымогательстве в особо крупных крупных размерах – ОПГ вымогала "долг" в 200 тысяч долларов.
"Правоохранители разоблачили преступную группировку, которая требовала у предпринимателей средства в особо крупных размерах. В частности - "долг", который якобы должна была выплатить одна из избранных жертв, достигал 200 тысяч долларов. В случае отказа фигуранты похищали потерпевших, избивали их и пытали. Также установлено, что злоумышленники по поддельным документам присваивали бизнес предпринимателей. В частности, в одном из эпизодов злоумышленники похитили и незаконно содержали одного из потерпевших. Подозреваемые сильно избили его и угрожали убийством. Затем вывезли в подвальное помещение, пытали в течение суток, требуя несуществующий долг", - говорится в заявлении полиции.
По информации источника "Страны" в полиции, речь идет об известном одесском авторитете чеченского происхождения 56-летнем Халиде Мусаеве и его бизнес-партнере Сурене Сардаряне.
У обоих также были проведены обыски, Сардаряну подозрение вручили лично. А вот основного фигуранта операции – Халида Мусаева - найти полицейским не удалось, поэтому подозрение объявили ему заочно. А также объявили в розыск.
Дом Халида Мусаева, где были проведены обыски. Фото "Детектив инфо"
"Страна" выяснила, почему полиция объявила охоту на Мусаева.
Халид Мусаев пользуется в Одессе двояким имиджем – с одной стороны, предприниматель давно и результативно поднимает областной бокс и покровительствует спортсменам, а также с начала войны волонтерит, помогая гуманитаркой переселенцам. Он имеет легальный бизнес в Одессе. В частности, ему принадлежит несколько гостиниц.
С другой стороны, за Мусаевым закрепился образ главы чеченской криминальной группировки, а также контрабандиста и человека, использующего предельно жесткие способы решения своих задач.
Халид Мусаев родом из Грозного, однако в возрасте 7 лет вместе с родителями переехал в Казахстан. Впрочем, в начале 80-х семья вернулась в Чечню. После службы в советской армии Мусаев переехал в Одессу. Собственно, именно в этот период юноша попал в поле зрения тогдашнего главы грозной чеченской ОПГ Абу Арчакова. В ОПГ Абу, Халид Мусаев нес функции охранника и постепенно обрастал связями в среде правоохранителей и бизнесменов. Помимо этого Халид Мусаев активно тренировался в секции бокса у легендарного одесского тренера Иосифа Каца.
После разгрома ОПГ Абу Арчакова в нулевых, Халид Мусаев уже обладал достаточным уровнем знакомств и весом, заняв вакантную нишу "главы чеченцев" в Одессе. Впрочем, времена были уже иные, поэтому Халид Мусаев пошел по другому пути, минимизировав откровенно криминальную деятельность и переведя основные активы и усилия в развитие традиционного одесского теневого бизнеса – контрабанду, в основном сигарет, алкоголя и топлива.
В 2008 году Халид Мусаев выкупил известный авторынок "Яма" под Одессой у сына армянского предпринимателя Феликса Хачатряна. А затем перепродал его. В последние годы Мусаев практически легализовал свой бизнес, переведя активы в коммерческую надвижимость – отели, заправки, магазины и СТО. Также Халид Мусаев возглавил Одесскую областную федерацию бокса, инвестировав в спорт значительные средства.
Однако также Халид не забывал исправно поддерживать свой имидж "чеченского авторитета", который автоматически давал ему много бонусов в бизнесе, в основном психологического плана. Впрочем, для поддержания этого имиджа Халид также держал при себе около десятка верных бойцов, готовых по первому зову босса отстоять его интересы.
Халид неоднократно разбирался с теми, кто хоть на секунду ставил под сомнение его авторитет. Например, в 2018 году Халид Мусаев публично избил в ресторане судью Одесского апелляционного суда.
В том же году Халид Мусаев побил местного активиста и руководителя Рады громадской безпеки Марка Гордиенко.
Эти эпизоды затем аукнулись Мусаеву после начала вторжения РФ - Гордиенко обвинил авторитета в шпионаже в пользу РФ – заявив, что Мусаев до последнего времени поддерживал связи с Кадыровым и даже возил ему "долю" от одесского бизнеса.
Вскоре после этого Мусаева объявляли в розыск, заочно – правоохранители тогда заявили, что Мусаев скрывается.
Однако сам Халид заявил, что он выезжал за границу легально, как волонтер по системе "Шлях". А затем вернулся в Украину.
По словам источника "Страны" в полиции, Мусаеву действительно есть что предъявить в плане криминала. Однако это в основном касается его теневого бизнеса в контрабанде.
"По контрабанде, а также по избиениям и наездам на конкурентов в стиле 90-х доказательств много, поэтому "догонять" Халида есть за что, информацию по нему документировали с начала 10-х годов. В суде это все предъявят, Халиду будет трудно опровергнуть. Поэтому он предпочел пока "лечь на дно" - его при обысках не обнаружили", - рассказал "Стране" высокопоставленный полицейский.
Также интересно, что под раздачу полицейской операции по Халиду, попал довольно известный в Одессе предприниматель и бывший милиционер Сурен Сардарян. Репутация которого также неоднозначна – владелец сети автозаправок слывет в кругах одесских бизнесменов жестким человеком, склонным решать "вопросы" силовым путем.
Вручение подозрения Сарданяну. Коллаж "Детектив инфо"
Ранее "Страна" сообщала, что происходит в украинских тюрьмах во время отключения света, а также о том, что СБУ задержала в Одессе банду из клана вора в законе Антимоса.