Захват и разгром "Вестей": беспредел в законе
В эпицентре новостей вчера был медиахолдинг "Вестей". Захват его офиса, не состоявшийся в выходные, произошел сегодня. История борьбы власти со СМИ за последние годы содержит немало скандальных эпизодов, но вчерашняя, пожалуй, превзошла все предыдущие.
То, что пытались преподнести как "передачу имущества в госсобственность", превратилось в рейдерский захват с применением всех бандитских методов. Журналистов травили слезоточивым газом и поливали из огнетушителя, в офисе громили технику и мебель, а в итоге еще и подожгли его, вынудив эвакуироваться 33-этажный бизнес-центр. Захватчики действовали настолько беспредельно, что от них вынуждены были откреститься даже Генпрокуратура и СБУ, сами имеющие немалый опыт подобных атак на СМИ.
Все это можно было бы назвать банальным желанием захватить офис, если бы "коммерческая" составляющая не совпадала с политической – препятствованием деятельности оппозиционных медиа. Так что интересы рейдеров и власти в данном случае совпали.
Офис "Вестей" захвачен и разгромлен. Но сайт продолжает работать, газета выходит и даже радио наладило вещание.
И если СМИ холдинга продолжают работать, несмотря на захват офиса, что будет делать власть? Громить квартиры сотрудников?
"Плюсы" давят Нацбанком
Вчерашний день показал, что борьба со СМИ в их офисах – уже не единственный способ, используемый властью. На примере другого СМИ – телеканала "1+1" – она продемонстрировала, что может креативить. И пустила в ход новый рычаг – НБУ.
УНИАН вчера выложил скан запроса, который Нацбанк сделал в "ПриватБанк", – в нем регулятор требует предоставить ему данные о движении средств на банковских счетах нескольких десятков журналистов и ведущих во главе с Зеленским (возглавившим протест против запрета "Сватов") и Дубинским (расследования которого уже привели к тому, что Банковая требует посадить журналиста за госизмену).
Нацбанк, конечно, тоже заявил об отсутствии какой-либо политики в его запросе и что все дело в желании выявить деньги Коломойского. Однако здесь, как и во всех других подобных ситуациях, возникает вопрос: почему счета Зеленского, Дубинского и их коллег заинтересовали НБУ только после того, как их поведение перестало нравиться власти?
Ситуация с "Вестями" и "1+1", как и раньше – уголовное преследование редактора "Страны" Гужвы и атаки на всю редакцию, демонстрируют, что речь идет о целенаправленной борьбе власти со всеми СМИ, которые не работают по разнарядкам Банковой. И чем ближе президентские выборы, тем яростнее эта борьба становится.
Они готовы бороться за власть любыми методами, потому что знают: ее потеря означает не только потерю кресел на Банковой и Грушевского, но и уголовную ответственность за все преступления, совершенные за последние четыре года. Они боятся, что при наличии неподконтрольных СМИ не наберут необходимого количества голосов даже при массовых фальсификациях. И потому на законы плюют, идя по полному беспределу. Однако не факт, что даже это поможет.
Саакашвили хочет суда вместо депортации
Еще один пример того, как власть "борется" за законность, – вчерашнее заявление генпрокурора о том, что после отказа в политическом убежище у Саакашвили будет только два выхода – или добровольный выезд из Украины, или принудительная депортация. Причем если депортация будет в Грузию, то это еще и тюрьма. То есть (намек для Михо) лучше уезжай сам, пока не поздно.
С точки зрения задач, поставленных перед Луценко Банковой, в этом заявлении, конечно, все правильно. Но вот с точки зрения логики самого генпрокурора, который еще недавно требовал ареста экс-президента Грузии за работу на Курченко и Кремль, желание поскорее отправить на все четыре стороны столь опасного злодея, выглядит, мягко говоря, странно.
Впрочем, на эту тему все уже сказал сам Саакашвили, и лучше вряд ли скажешь: "После того как у них все "дело" треснуло, в Грузию меня собрались отправлять, оказывается. Нет уж, судите меня здесь за "госпереворот и сотрудничество с ФСБ", как и положено по украинским законам".
И действительно, если Луценко убежден в том, что Михо на деньги Курченко хотел свергнуть законную власть в Украине, то как можно его отпускать за границу, да еще и предлагать выбор – то ли добровольный отъезд, то ли депортация? Ведь если так гуманно поступать со всеми, кто готовит свержение, то очередь желающих растянется от Банковой до Житомира.
А если генпрокурор не убежден… Но эту версию даже не стоит рассматривать. Потому что если генпрокурор не верит в госизмену Саакашвили, то, значит, он демонстрировал всей стране фальшивые доказательства и должен за это сам оказаться на скамье подсудимых.
Интересно, какой из этих вариантов считает правильным сам Юрий Витальевич?
Сытник "настучал" на НАПК
Пока власть воюет со СМИ и пытается выжить Саакашвили из страны, ее атакуют с другой стороны. Глава НАБУ Сытник вчера сделал заявление о бездеятельности НАПК – органа по проверке электронных деклараций чиновников. Он собрал пресс-конференцию, чтобы сообщить, что декларации проверяются очень медленно и некачественно, что вообще ставит их под угрозу как "эффективный инструмент борьбы с коррупцией".
Эту пресс-конференцию можно было бы рассматривать просто как очередной эпизод войны НАБУ с НАПК, которая началась еще в прошлом году. Но последствия могут быть куда масштабнее.
Е-декларации были ключевым требованием Евросоюза в пакете по предоставлению безвизового режима. Еще не забылось, как власть пыталась увильнуть от электронного декларирования под различными предлогами. Лишь после давления Брюсселя его ввели. А следом дали "безвиз".
И вот теперь выясняется, что "безвиз" работает, а система проверки е-деклараций – нет. Брюссель и так уже поговаривает о приостановке безвизового режима из-за нерешенности вопроса с Антикоррупционным судом. Но этот суд и "безвиз" связаны лишь косвенно, в то время как ситуация с е-декларациями прямо дает возможность Евросоюзу отыграть назад в вопросе, который является единственным реальным успехом нынешней власти. И велика вероятность, что ЕС этим рычагом воспользуется.
"Бублик" Тимошенко на завтраке у Трампа
На фоне всех вчерашних внутриукраинских битв как-то потерялось событие, которое стало бы главным в более спокойные времена, – Молитвенный завтрак у президента США. Однако даже оттуда для украинской власти плохие новости: Тимошенко не просто побывала на нем, но и находилась в непосредственной близости от трибуны, с которой выступал Трамп. Да еще и сделала свою традиционную прическу – косу, завернутую вокруг головы, которую критиканы называют "бубликом". Но пусть даже "бублик", однако с ним лидера "Батькивщины" было несложно заметить в первых рядах.
Пока нет новостей, удалось ли Тимошенко поговорить с Трампом, но даже если нет – ее поездка в Вашингтон и без этого попортила нервы президенту. Прежде всего, конечно, встречей с Волкером, который еще и разместил в своем твиттере фото, снятое во время беседы.
Волкер вообще в последнее время ведет неправильную с точки зрения Банковой линию – встречается со всеми, а фотографии размещает только с оппозиционерами. То с Бойко и Левочкиным, то с Тимошенко. В АП вполне могут подозревать, что делает он это не просто так, что твиттер Волкера будет для Трампа чем-то вроде "Википедии" по Украине перед президентскими выборами. И хуже всего то, что на эту "Википедию" даже пожаловаться нельзя.