Введите гражданина посла!
Персоной дня неожиданно стал посол Германии в Украине. Послы вообще редко оказываются в центре внимания государств, в которых работают, но немецкому посланнику Райхелю это удалось.
Вчера посольство ФРГ отмечало четвертьвековой юбилей. В связи с этим был запланирован вечерний прием с пресс-конференцией посла. И в связи с этим же в СМИ появилось интервью Райхеля, вызвавшее скандал.
Точнее, скандал вызвало не все интервью, а одна фраза из него. Вот эта: "Необязательно, что выборы на Донбассе могут состояться только тогда, когда там не будет российских войск или на каждой городской администрации будет вывешен украинский флаг".
В целом рассуждения посла были здравыми – он, прежде всего, говорил о том, что Минские соглашения являются компромиссом, а значит, не должны выполняться сначала все пункты с одной стороны, а потом с другой. Между тем, по его мнению, требование Киева провести выборов на Донбассе только после выполнения всех остальных условий "Минска-2" создает именно такую ситуацию, – когда сначала Россия выполнит все свои обязательства, и только потом свои обязательства будет выполнять Украина.
Таким был контекст приведенной выше цитаты. Но контекст опустили, а вокруг одной фразы устроили скандал. Райхеля вызвали на ковер в МИД, а в парламенте исключенная из "Самопомощи" нардеп Гопко призвала всех депутатов проигнорировать вечерний прием в немецком посольстве. Правда, ее коллега из Оппозиционного блока Левочкина тут же покрутила пальцем у виска, объяснив, что бойкот посольства – это фактически бойкот государства, а у нас и так почти не осталось союзников, с которыми нынешняя власть еще не побила горшки. Тем не менее, резонанс получился сильный, и посольство Германии даже отменило пресс-конференцию своего посла перед банкетом.
Впрочем, в данной ситуации важна реакция не посольства, а немецкого МИДа. Если в Берлине хотя бы для виду выскажут осуждение собственного посланника – значит, там готовы на уступки украинским властям. Но если Берлин промолчит – это будет означать поддержку всего, что сказал Райхель. А поскольку он, в общем-то сказал ненамного больше того, что раньше говорил его бывший шеф Штайнмайер, то вполне возможно, что никакой реакции не будет.
Чем Ляшко не угодил Штатам
Второй скандал дня связан с другим западным союзником нынешней власти – Соединенными Штатами. Вчера лидер Радикальной партии Ляшко сообщил, что его лишили недавно полученной 10-летней американской визы. Правда, посольство США еще не подтвердило эту информацию, но вряд ли Ляшко будет шутить с властями страны, от которой зависит большинство украинских политиков.
Сам главный радикал утверждает, что это месть за его требования выполнить Будапештский меморандум, но за это можно было бы лишать виз три четверти политиков победившего Майдана. Более логична версия, что Ляшко отомстили за запись в "Фейсбуке" о победе Трампа – "это катастрофа"; но, опять же, проступок радикала мелочь по сравнению с тем, что писал о Трампе Аваков. А последнего до сих пор никак не затронули (или затронули, но он об этом молчит).
На самом деле серьезного обоснования американских "репрессий" против Ляшко нет. Единственное, что можно предположить, – это то, что глава РПЛ вместе со своей фракцией регулярно работает "по контракту" у различных околовластных групп и олигархов. И среди них вполне мог оказаться кто-то, к кому в Вашингтоне особенно неровно дышат. Но и это лишь предположение. Выводы можно будет делать, когда без визы окажется еще кто-нибудь из ведущих украинских политиков. Хотя, возможно, Ляшко уже сейчас не единственный пострадавший, но остальные не спешат сообщать о том, что попали в немилость к заокеанской сверхдержаве.
Коалиция в парламенте: жизнь на искусственном дыхании
Главным событием дня вчера, вообще-то, должно было стать открытие новой сессии парламента. На второй неделе февраля депутаты все-таки завершили новогодний отдых и должны были продемонстрировать чудеса работоспособности. Но не тут-то было.
Верховная Рада не смогла утвердить даже собственную повестку дня на сессию. Правда, после того, как Парубий огласил свои наполеоновские планы на эту сессию, – законы о госязыке и спецконфискации, – осталось только порадоваться тому, что депутаты не захотели утверждать повестку.
Но коалиция не смогла насобирать голоса за традиционное обращение к миру по поводу российской агрессии, которое всегда вытаскивают, чтобы примирить враждующие партии победившего Майдана. Причем голосовали вроде бы все фракции, которые когда-то в сумме составляли коалицию из 300 депутатов, – а голосов получилось только 220. Безусловно, такого святотатства Парубий простить не мог, а потому потребовал мобилизовать все резервы и насобирать нужные голоса. К концу дня это удалось. Но, поскольку до конца рабочего дня оставалось всего полчаса, мобилизация дала лишь краткосрочный эффект.
Между тем, очередное антироссийское заявление имело не только ритуальное значение. После того, как половину января обсуждалась тема развала коалиции, власти необходимо было показать, что коалиция есть и она крепка как никогда. Получилось плохо. Хотя самое главное пока Парубию удалось: вчера не было зачитано ни одного заявления о выходе из фракции БПП. И даже депутат Бублик, с интервью которого начались все январские разговоры, пока еще формально числится в президентской фракции. А значит, рванет все это позже.
Кому и зачем нужно военное положение
В чем вчера объединились депутаты почти всех промайдановских фракций – так это в требовании военного положения. Первую скрипку в этом хоре играла Тимошенко, которая на время свернула свою осеннюю социальную риторику и переключилась на военную. Кроме нее, таким же требованием засветились нардепы из БПП, "Народного фронта" и "Самопомощи". Только Ляшко был слишком занят своей аннулированной визой и момент прозевал.
Чем же вызвано это военное обострение? Поводом для него могли бы стать бои в Авдеевке, но они уже затихают. Впрочем, за три года войны было немало намного более серьезных поводов, однако военное положение не вводилось. Почему же теперь?
Видимо, у каждого своя логика. У Тимошенко сейчас явно обострились отношения с Банковой. При этом она видит, что президент целиком сползает в лагерь сторонников войны, обостряя борьбу за не такой уж и большой электорат "ястребов". И ее требование военного положения – это попытка вытолкнуть БПП с "Народным фронтом" из "ястребиной" ниши, обусловленное ее уверенностью в том, что Порошенко на такой шаг не пойдет. Поскольку на самом деле введение военного положения оппозиции невыгодно, поскольку сводит на нет все ее шансы сменить власть.
Однако уверенность Тимошенко может быть ошибочной. Порошенко пойдет на введение военного положения только в экстраординарной ситуации. Но эта ситуация вполне может сложиться, если Трамп откажет в помощи и потребует роспуска парламента. Оказавшись в изоляции, власть может посчитать военное положение оптимальным выходом – ведь военное положение означает отсутствие выборов и тотальный контроль за СМИ и интернетом. Поэтому присутствие представителей "Народного фронта" и даже БПП в рядах требующих совсем не случайно: для многих политиков нынешний созыв парламента – последний, а значит, "растянуть удовольствие" нужно по максимуму.
Субсидии будут резать
За пеленой политических скандалов мало кто заметил действительно важную для миллионов украинцев новость – о решении правительства сократить социальные нормы потребления газа, тепловой энергии и электричества. Поскольку, хотя в постановлении это тщательно замалчивается, речь идет, прежде всего, о сокращении субсидий.
Социальная норма потребления газа снижена с 5,5 до 5 кубометров на квадратный метр отапливаемой площади (и это при том, что совсем недавно ее снизили с 7 до 5,5). Норма электричества для индивидуального отопления – с 65 до 51 киловатт на 1 кв. м, норма потребления тепла в домах с тепловыми счетчиками – с 0,0548 Гкал до 0,0431 Гкал на 1 кв. м. Это означает, что потребленное свыше нормы людям придется оплачивать по полной цене, поскольку субсидия устанавливается только на социальную норму.
Особо циничным является снижение нормативов по потреблению тепловой энергии. Если потребление газа или электричества люди могут (пусть даже в ущерб себе) регулировать, то регулировать температуру батарей они, в большинстве случаев, не в состоянии даже при наличии желания. И только от предприятий теплокоммунэнерго зависит, уложится отопление в социальные нормы или нет. Но если не уложится, то платить по полной программе будут обычные граждане, а не предприятия теплокоммунэнерго.
Впрочем, как показывают данные Госстата, треть украинцев для себя проблему с высокими тарифами уже решила – они перестали платить за отопление. В следующем отопительном сезоне, при срезанных социальных нормах, эта цифра увеличится еще больше. А если (что вполне вероятно) тарифы увеличат еще раз, то уровень оплаты отопления сравняется с рейтингом "Народного фронта". То есть с цифрами в районе статистической погрешности.
Причем все это будет абсолютно безнаказанно. На самом деле, власть уже сейчас находится в тупике – ведь не будет же она выселять треть городского населения из квартир. И уж тем более не будет, если число неплательщиков превысит 50 или 70%.