Скандальный миллиардер Дональд Трамп на днях выиграл вторые подряд праймериз среди кандидатов от  Республиканской партии. На этот раз в Южной Каролине. Впереди, вероятно, триумфальное шествие самого экстравагантного американским политикам по другим южным штатам. При этом Хиллари Клинтон с трудом вырвала победу у сенатора Берни Сандерса в Неваде.

 

И то за счет «цветных» работников казино Лас Вегаса. И то на отдельных участках в результате слепого случая. Дело в том, что по принятым в США нормам, если у двух кандидатов одинаковый результат на отдельном участке, победа определяется жребием. В Неваде вот представители Клинтон и Сандерса тянули карты из колоды, а в Огайо пару недель назад подбрасывали монетку. 

Партинизация Америки

В американском политическом языке очень широко распространен термин «partisanship». Его невозможно дословно перевести на русский, и его значение, конечно, не имеет никакого отношения к людям в лесах, пускающим под откос вражеские поезда. В целом смысл можно передать фразой «раскол между ключевыми политическими партиями в подходах к ключевым проблемам развития страны». Иными словами, это о ситуации, когда республиканцы и демократы так воюют друг с другом, что невольно рушат все здание американской государственности. И в этом году можно наблюдать именно это зрелище.

Яркий пример – разворачивающаяся уже вторую неделю драма вокруг назначения нового члена Верховного суда США. Усопший 13 февраля судья Антонин Скалиа считался одним из величайших юристов-конституционалистов ХХ века. Ему приписывают формирование самого образа современной американской правовой системы, чей профессионализм и беспристрастность лежат в основе всей демократической модели.

Но к несчастью своей смертью именно в разгар президентской гонки Его честь Антонин Скалиа невольно помог безответственным политикам начать уничтожать то, во что он верил: правовое государство, стоящее выше политики. Усопшего не успели предать земле, как между администрацией президента Барака Обамы и республиканским большинством в Конгрессе разгорелась борьба по поводу назначения его сменщика. Республиканцы договорились до того, что президент якобы вообще не имеет права вносить новую кандидатуру. Однако при нехватки одного судьи распределение голосов в высшем судебном органе США сейчас равное, что фактически делает невозможным принятие любых решений при спорах между политическими силами и институтами власти. Стоит напомнить, что, например, легализация однополых браков была осуществлена в США только после решения Верховного суда, признавшего с перевесом в один голос, что дискриминация таких пар не соответствует ни духу, ни букве Конституции.

Действуем назло

Конфликт вокруг Верховного суда является лишь последним из примеров все углубляющегося раскола между двумя основными партиями. Несколько лет назад отказ республиканцев голосовать за повышение потолка национального долга привел к временной остановке финансирования правительственных органов и едва не спровоцировал дефолт Соединенных Штатов. И какими бы аргументами не прикрывались тогда оппоненты Обамы, всем было ясно, что их позиция была продиктована одним: желанием насолить столь ненавистному им президенту.

Такого раскола Америка не знала со времен Гражданской войны 1861-65 годов. Например, Обама круто изменил курс в отношении Кубы. С бывшим лютым врагом восстановлены дипломатические и экономические отношения, а американский лидер впервые за 60 лет собирается посетить остров. Никто не скрывает, что в случае победы на выборах сенаторов-республиканцев Марко Рубио или Теда Круза (оба потомки эмигрантов, сбежавших от режима Фиделя Кастро) эта политика будет полностью пересмотрена.

То же самое касается потепления отношений с Ираном, проведенной администрацией Обамы реформы системы здравоохранения, открывшей доступ к страхованию для 60 миллионов беднейших граждан, вопросов контроля над оружием и т.д. И Джордж Буш мл., вскоре после инаугурации в январе 2001 года стал пересматривать многое из наследия двух сроков Билла Клинтона. Но и тогда не было такого остервенения. Достаточно сказать, что некоторые республиканцы не могут вообще смириться с тем, что страну возглавляет чернокожий, а отдельные радикалы доходят до обвинений Обамы в тайном исповедовании ислама, ссылаясь на то, что его полное имя Барак Хусейн.

После выборов раскол может углубиться

И хуже всего то, что наибольшие шансы быть номинированным от Республиканской партии имеют те, кто занимают в самой этой партии наиболее крайние позиции. И опытный губернатор, сын 41-го и брат 43-го президента Джеб Буш просто сошел с дистанции, а губернатор Огайо Джон Кейсик, открыто призывающий обе партии тесно работать вместе, имеет не так много оснований рассчитывать на успех. Радикальные Круз, Рубио и нахрапистый Дональд Трамп (которого даже Папа Римский за призывы отгородиться стеной от мексиканцев назвал «нехристем») пока задают тон в среде консервативных избирателей.

Интересно, что при этом Трамп и Круз выступают резко против истеблишмента, обвиняя элиту республиканцев в предательстве ценностей во имя закулисных сговоров в Вашингтоне. Проблема, что эти своеобразные ценности: от полного отсутствия контроля над продажей оружия (и это несмотря на регулярные  массовые расстрелы сограждан сбрендившими американцами) до едва скрытого расизма – все меньше соответствуют реалиям современной Америки. Право иметь ствол под рукой консерваторы отстаивают столь неистово, что будто не замечают очередных проявлений темной стороны второй поправки: буквально в последние дни неизвестный в штате Мичиган повадился стрелять из авто по случайным прохожим. Шестеро несчастных расстались с жизнью. Но Америка меняется. И не в желанную для консерваторов сторону.

В Соединенных Штатах в последние два года стало рождаться больше детей в «цветных» семьях, чем в белых. Даже по сравнению с выборами 2012 года в большинстве штатов доля белых избирателей сократилась в среднем на 3-4 процента. А доля афроамериканцев, латиноамериканцев и азиатов возросла пропорционально. И это уже не нелегалы, а граждане с правом голоса.

Прежняя консервативная белая Америка уходит в прошлое. Как канут в Лету и времена, когда считалось, что правительство должно минимально вмешиваться в экономику. В США несколько лет подряд растет ВВП, но стагнируют доходы среднего класса, которые с 2000 года в среднем упали с 62 до 54 тыс долл в год. Не случайно все больше кандидатов, и, в первую очередь, соперник Хиллари Клинтон в демократическом лагере Берни Сандерс утверждают, что американская экономика все больше работает на богатых. Недавно была опубликована статистика, что в руках 62 богатейших людей планеты сконцентрировано состояние на большую сумму, чем у 3.5 млрд беднейших жителей Земли. И в США это расслоение ощущается все более сильно.

Третья сила

Американские выборы преподнесут еще очень много сюрпризов до того момента, как в июле обе партии окончательно определятся со своими кандидатами. И вот тогда главной неожиданностью может стать выдвижение третьего, независимого кандидата, на роль которого прочат бывшего мэра Нью-Йорка и миллиардера Майкла Блумберга. Если учитывать, что 43% американцев (рекордное число) относят себя к независимым избирателям, а не к сторонникам Демократической или Республиканской партий, то у Блумберга даже могут быть шансы победить.

И тем самым попытаться вновь объединить Америку, которую все больше разрывают либералы слева, требующие реформ, и консерваторы справа, ностальгирующие по старым добрым временам ковбоев с пистолетами, свободного рынка и христианских добродетелей.      

Читайте Страну в Google News - нажмите Подписаться