В парламенте по прежнему
В парламенте по прежнему "медом намазано"

Две недели назад Елена Вишневская открыла в Киеве "Школу местного управления".

Бывший психолог "Беркута", она с двумя единомышленниками решила создать проект еще два года назад.

– Работая в "Беркуте", я имела возможность изнутри понаблюдать и почувствовать на себе, как политики применяют всевозможные технологии для стравливания людей. Для того, чтобы заставить их убивать друг друга. И тогда мне пришла в голову идея, что те же технологии можно использовать и для созидания, для создания действенных социальных проектов. Тем более, политики ищут идеи, а у молодежи они обычно есть. И почему бы не создать площадку, где люди смогут встретиться? – решила Елена. 

"Некоторым депутатам стоит походить на эти лекции"

В последние годы подобных проектов открывается все больше и больше: "школа мэров", "академия политики", "школы помощников депутатов". 

– Затрат это, в общем, требует небольших, – рассказывает об опыте проведения первой школы Елена Вишневская. – Разве что аренда офиса. Все лекторы, 8 человек, выступали бесплатно. Кстати, я сумела договориться с Александром Морозом, и его лекция была очень интересной. Например, как парламент, когда он был спикером Рады, принимал Конституцию. Все эти подводные течения, регламент, попытки уговорить депутатов не слушать директивы по спецсвязи, а думать своей головой. Словом, очень интересная кухня. Причем, говорил он живым языком.

У школ, которые давно на плаву, перечень лекторов более внушительный: тут и известные политологи, и политики, и депутаты многих созывов. Что, в свою очередь, сказывается на цене вопроса. 

Так, "Школа помощника народного депутата" берет за 4-хдневную программу обучения от 3 тысяч гривен. И 8,5 тысяч придется выложить за пакет "VIP". 

"В стоимость обучения входят 30 мастер-классов, 2-хнедельная стажировка в политической сфере, личная рекомендация от депутата, экскурсия по Верховной Раде Украины, образовательные материалы, сертификат, бесплатные кофе-брейки (кофе/чай/закуски, печенье/конфеты, свободный WI FI)", – анонсирует сайт школы.

К своим заслугам проект относит то, что его выпускники работают помощниками у народных депутатов Украины Олега Ляшка, Семена Семенченка, Мустафы Найема, Виктории Сюмар, Александра Черненка, Дмитрия Андриевского, Сергея Рыбалки и других.

Политолог Кость Бондаренко, один из лекторов школы, не видит в этом ничего удивительного. 

– В принципе, первопроходцем в этом вопросе был Дмитрий Раимов, и я знаю человека, который после участия в его школе стал советником министра. Точнее так, он познакомился с министром во время этой школы, – вспоминает Кость. – Что же касается помощника нардепа, то школа, очевидно, договаривается о прохождении стажировки. А там уж как ты себя покажешь. И вы же не забывайте, что у депутата помощников много. Но на платной основе работают всего несколько – кум, сестра, соседка – ну, как это обычно у нас принято. А работать на общественных началах, и получить корочку помощника можно. 

А там ни Мустафы, ни Савченко

Политолог Руслан Бортник уверяет, что можно не только стать помощником, но и депутатом.  

– Всего в Украине подобных школ десятки, – рассказывает Руслан. –  Я бы разделил их на два типа: первый – это коммерческие предприятия, и второй – школы, которые являются производственными от деятельности политических партий и общественных движений. Стоить это может по-разному: мне приходилось встречать цифру даже 17 тысяч гривен. И некоторые из людей, которые слушали мои лекции, стали впоследствии не только помощниками, но и депутатами. 

Впрочем, Дмитрий Раимов, который стоял у истоков "школьного" движения, предлагает относиться к школам с большой опаской.

– Многие из них занимаются шарлатанством. Студенты отдают последние деньги, чтобы послушать рассказы Кравчука и других депутатов о жизни, а результата никакого нет. Прошлой осенью вообще была история, когда одна школа анонсировала участие в программе Найема, Савченко и Кучмы. А в итоге, выяснилось, что ни один из них даже не знает, что должен где-то выступать. Бывает, на подобные мероприятия приезжают молоденькие девочки, чтобы познакомиться с политиком. Заканчивается это интимом.   

В целом, по словам Раимова, подобные курсы подрывают доверие к коммерческому образованию. 

– Что касается меня, то первый свой проект я создал 6-7 лет назад. И мы никогда не обещали людям сделать их политиками. Мы обучаем PR-технологиям, в том числе и в области политического пиара. К нам приходят люди, которые имеют смежную профессию – маркетологи, журналисты, иногда политики. Часто с очень конкретным запросом. Например, у нас училась Александра Павленко, нынешний замминистра здравоохранения. Она участвовала в политической кампании, и хотела знать, как грамотно контролировать политтехнолога, чтобы и результат был, и деньги не воровали. То есть, мы не дискутируем о реформах и о политике. Мы приглашаем в качестве лекторов людей, которые чего-то добились в области PR. Просто для того, чтобы они поделились своими "кейсами". Например, у нас выступал человек, который делала PR-кампанию президенту Индии. То есть, я бы, скорее, сказал, что мы предлагаем дополнительное профобразование. И если средний возраст учащихся "школ политиков" 25-35 лет, то к нам приходят люди 35-50 лет. 

Эдакие романтические авантюристы 

Руслан Бортник, впрочем, говорит, что и в других школах тоже бывает зрелая аудитория. 

– Я бы сказал, что есть два типа посетителей. Первый – это студенты или выпускники, которые ищут в жизни цель, и политика многим из них кажется драйвовым местом. Дескать, тут весело, рискованно, деньги есть. Словом, эдакие романтические авантюристы. Второй тип людей, для которых иногда приходится читать лекции, – это депутаты местных советов, или активисты разного рода партий, который ищут знания, связи или технологии.

С одной стороны, отмечают лекторы, у этих людей больше энтузиазма. 

– Это, конечно, средняя температура по больнице, но я вижу, что если раньше слушать лекции приходили люди с исключительно утилитарными целями, то сейчас люди в аудитории уже понимают, что политик должен делать что-то позитивное для общества, – говорит Руслан Бортник. – С другой стороны, я вижу, что в части профессиональной подготовки уровень падает. Возможно, они прекрасно знают английский – я не проверял – но русским и украинским владеют хуже. И из 100 человек в зале только 20 знают, кто принимает законы, а кто – указы, кто перед кем отвечает. А это основы правоведения.

С тем, что уровень учащихся здорово упал, соглашаются и Кость Бондаренко, и депутат многих созывов Василий Горбаль, которому приходилось читать лекции на подобного рода курсах. 

– Но сейчас даже уровень финансовой грамотности в парламенте крайне низкий, так что многим депутатам стоило бы походить, – констатирует он.

$5-10 тысяч и имидж 

Почему в последнее время появляется столько школ, и что может принести школа ее создателю? 

По словам Дмитрия Раимова, это большие деньги. 

– За одну школу можно собрать $5–10 тысяч. Или найти грант. Кроме того, это статус: представляете, молодой человек 25 лет основывает школу мэров или помощников. Он к чему готовится? Баллотироваться. На местном уровне это работает: "ой, такой молодой, а уже школу открыл". Они все безумно хотят куда-то избраться. То есть, это заработок, социальный статус, и попытка завести необходимые контакты, – уверен Раимов.

Расценки в его школе составляют $100 за 4 дня. 

– Но для меня это больше репутационный проект, – признается Дмитрий Раимов. – Когда ты являешься создателем проекта, который известен за пределами Украины, это открывает многие двери. 

Елена Вишневская, впрочем, не собирается превращать свой проект в сверхдоходный бизнес. 

– Мы, например, брали с участников 400 гривен за два дня. Всего собралось 20 человек. Хотя рассчитывали мы, по правде говоря, на 40. Но это тоже опыт: надо будет больше времени уделить рекламе, – рассказывает Елена. – Что касается окупаемости: для меня это не бизнес, а увлечение. Мне кажется, если это превратить в чистый бизнес, то появится некоторая неискренность. А в отношении перспектив и контингента: я могу сказать по нашей школе, что те, кто пришли, – это уже активные ребята. Во-первых, они приехали из разных городов – Николаева, Днепра, Каменец-Подольского. То есть, люди потратили выходные и заплатили деньги, чтобы чему-то научиться. Во-вторых, они что-то уже пытаются делать: возглавляют студсоветы и так далее. И мы предложили всем участникам писать свои социальные проекты – например, помощи определенным регионам – и присылать нам. И мы будем их развивать, попытаемся их воплотить. И кстати, ребята уже присылают идеи проектов. Но мы пока еще их не анализировали.

Читайте Страну в Google News - нажмите Подписаться